Президент Владимир Путин запустил уникальный мегапроект в Арктике: первый плавучий завод по производству СПГ
Митько Арсений Валерьевич
Президент Арктической общественной академии наук ВНИИМ им. Д.И. Менделеева
доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева
доцент СЗИУ РАНХ и ГС, кандидат технических наук
С ходом одного из Арктических мегапроектов Северо-Запада России, не имеющего аналогов в мире, познакомился президент Владимир Путин.
Из посёлка Белокаменка Мурманской области 20 июля отправили по Северному морскому пути первый плавучий завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) — огромную гравитационную платформу (общим весом 640 тыс. тонн), на которой установлена технологическая линия по сжижению природного газа. Проще говоря, производство СПГ — полный цикл по сжижению газа — происходит прямо на технологической платформе.
Старт процессу дал лично президент Владимир Путин. После поворота символического рубильника прозвучал звуковой сигнал к началу операций по выводу линии из дока.
«Разрешаю», – сказал глава государства и дал соответствующий гудок для старта.
«Завод по производству заводов», как назвал его глава государства, строит в Белокаменке компания «Новатэк». Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) не имеет аналогов в мире. Чтобы представить масштаб уникального сооружения, специалисты предложили измерять его вместимость в американских самолётах.
На платформе, которую отправил Владимир Путин к месторождению Утреннее на Гыданском полуострове (Ямало-Ненецкий автономный округ), в резервуаре для хранения свободно поместятся три самолёта Boeing-737. Производственные площади ЦСКМС в Белокаменке едва ли уступают производству Boeing: так, высота цеха 107, где непосредственно собирают завод СПГ, составляет 93 метра, его закрывают ворота 70 метров в высоту — выше за полярным кругом нигде нет.
Председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон, который показал президенту производство, пояснил, что линии СПГ потребуется около суток, чтобы покинуть завод, а весь путь до Гыдана займёт около 3 недель.
«Проекты по производству СПГ, безусловно, важны, потому что дают комплексный эффект для всей экономики, позволяют нам отвоевывать нужную долю на мировом рынке СПГ, позволяют нам развивать смежные отрасли», – сказал Путин.
Путин поручил запустить в регионах «арктическую ипотеку»
В ходе визита в г. Мурманск президент поручил запустить в регионах «арктическую ипотеку» по ставке 2% — по аналогии с программой, уже действующей на Дальнем Востоке.
На Северо-Западе в программу войдут вся Мурманская область и Ненецкий автономный округ, а также арктические районы Архангельской области, Республик Карелия и Коми.
Арктическая зона Республики Коми охватывает гг. Воркуту, Инту, Усинск и Усть-Цилемский район. В Республике Карелия в неё входят Беломорский, Лоухский, Кемский, Сегежский, Калевальский районы и Костомукшский городской округ. В Архангельской области — гг. Архангельск, Северодвинск и Новодвинск, Лешуконский, Мезенский, Онежский, Пинежский, Приморский районы; архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.
Планы ввести в регионах российской Арктики льготную ипотеку обсуждались с мая. В Минвостокразвития ранее подсчитали, что госфинансирование для этой программы составит 4,2 млрд рублей на бюджетную трёхлетку.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на совещании в г. Мурманске доложил президенту, что дальневосточной ипотекой воспользовались 74 тыс. семей. За 3,5 года объём вводимого жилья в Дальневосточном федеральном округе вырос в 2 раза, до 4,5 млн кв. м, а рост стоимости «квадрата» при этом был в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране. Аналогичного эффекта власти ждут и в Арктике.
Ускорение проекта морского незамерзающего порта: новый прорыв для Северного морского пути
Важной новостью для развития Северного морского пути стало решение ускорить реализацию проекта по созданию морского незамерзающего порта в Баренцевом море близ посёлка Индига в Ненецком автономном округе.
Проект этого порта обсуждается почти 100 лет, его намеревались строить ещё в 40-х годах прошлого века, но за реализацию взялись лишь в 2018-м. Инвестором выступила корпорация «АЕОН» Романа Троценко, которая в этом году решила ускорить работу, начав перевалку грузов, не дожидаясь, когда к Индиге проведут железную дорогу.
Порт Индига предполагается сделать частью железнодорожного проекта, соединяющего Баренцево море через Коми с Уралом, но железную дорогу от Сосногорска к Индиге протяжённостью почти 600 км пока только начали проектировать.