Распад СССР и роль Михаила Горбачева в развале огромного государства

19:04, 03 Мар, 2021

Распад СССР совпал по времени с приходом к власти Михаила Горбачева. Собственно, до 1985 года никто о нем не знал, но уже пять лет спустя он впишет свое имя в мировую историю и геополитику. Развалом огромного государства Горбачев занялся вплотную, так что СССР пал не сразу, а в результате тщательно спланированной идеологической и экономической программы. Слоганы «Перестройка, демократия, гласность!» очаровали интеллигенцию, которая в своей советской высококультурной наивности не расшифровала глубинный смысл этих слов.

Через два года после прихода к власти и заточки партийных рядов «под себя» Михаил Сергеевич заявляет от переделке советского государства, заявив: «Перестройка — многозначное, чрезвычайно емкое слово. Но если из многих его возможных синонимов выбрать ключевой, ближе всего выражающий саму его суть, то можно сказать так: перестройка — это революция». Таким образом, высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом, с разрывом непрерывности. А это чрезвычайно опасно, как свидетельствует многовековая история цивилизации.

Горбачев начал пятилетку по развалу огромного государства в 1985 году

Благодаря грамотному сопровождению «идеолога перестройки» Яковлева, слом этот во второй половине 80-х протекает не как столкновение классовых сил, а как невидимое — малыми порциями — изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Разложение «культурного ядро» общества — совокупности представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном. Ядро включает в себя множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и многовекового опыта.

Пока культурное ядро стабильно, в обществе есть «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв ядра и разрушение этой коллективной воли — условие революции. И Горбачев с Яковлевым грамотно и неулонно подрывали культурное ядро советского человека через микроскопические доли агрессии в него.

Кроме того, движителем перестройки стал необычный союз следующих социокультурных групп:

  • часть партийно-государственной номенклатуры, стремящаяся преодолеть назревающий кризис легитимности с сохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски);
  • часть интеллигенциии, проникнутая либеральной и западнической утопией (ею двигали смутные идеалы свободы и демократии и образ «прилавки, полные продуктов»);
  • криминальные слои, связанные с теневой экономикой.

Распад СССР уже шел полным ходом, первый этап перестройки (до непосредственного демонтажа структур Союза) был «революцией в сознании», обернутый в красивый термин «гласность».

Горбачев: искусная манипуляция сознанием

Гласность исподволь разрушала все привычные устои. В печати стали выходить мракобесные материалы на историческую и экономическую тему вроде «Вам всю жизнь говорили неправду, а сейчас мы вам скажем всё, как было по-настоящему.»

Апофеозом подрывной деятельности Горбачева и Яковлева стал референдум о судьбе СССР. Сама постановка такого вопроса была нарушением всех табу — люди десятилетиями жили в огромной стране, а тут им предлагают странные вопросы.

Один правильно поставленный вопрос помог Горбачеву развалить СССР

Кстати, о вопросе, вынесенном на всенародное голосование (референдум). Формулировка изначально была сложной для понимания.

«Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности? (да/нет)»

Но при этом выглядела литой, серьезной, судьбоносной — об этом позаботился великий комбинатор Яковлев. Предлагая некую «обновленную федерацию суверенных» республик, он противоречил логике и делал это намеренно — манипуляция сознанием в действии.

Идея, годами внедряемая в общественное сознание — «ликвидации советской империи», уже владела умами. Однако 76% советских граждан 17 марта 1991 года высказались за сохранение Союза, не понимая, что голосуют за распад СССР. Горбачев Михаил на это и рассчитывал. К концу того же года политическая карта мира круто изменится — оттуда исчезнет огромное государство.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *