Развивается медленно: что тормозит распространение электротранспорта в России
В России наблюдается активное развитие инфраструктуры для электромобилей, что подтверждается планами компании «Газпром нефть» увеличить количество электрозарядных станций (ЭЗС) на своих АЗС до 140 к 2025 году. В данный момент функционирует 65 таких станций. Глава компании Александр Дюков подчеркнул, что «Газпром нефть» уже получает прибыль от этого направления, однако более оптимистично смотрит на его будущее, основываясь на ожидаемом росте количества электромобилей на российском рынке. Тем не менее эксперты выражают сомнения относительно того, что число электрокаров будет увеличиваться без соответствующей и развитой инфраструктуры. Почему тормозится развитие отрасли, сообщает «Российская газета».
Что уже есть для электротранспорта
Зампредседателя энергетического Комитета Госдумы Юрий Станкевич отметил, что для успешного внедрения электротранспорта необходимо, чтобы строительство ЭЗС опережало рост числа электромобилей. Он указал на мировой опыт, который демонстрирует, что без доступной зарядной инфраструктуры потребители не будут склонны к покупке электромобилей.
Читайте по теме: Как высокие температуры влияют на запас хода электромобилей
Согласно данным «Автостата», к середине 2024 года в России функционирует 7410 ЭЗС. Более 65% из них — это медленные станции (AC), способные заряжать авто до 5 часов, в то время как 34,5% составляют мощные станции быстрого типа (DC). Они обеспечивают зарядку за 1,5 ч. Данные статистики Минэкономразвития показывают, что эти станции обслуживают около 52 000 электромобилей. При учете гибридных автомобилей это число возрастает до 90 000. В среднем в России на одну зарядную станцию приходится 12 электромобилей, что не соизмеримо с мировой практикой. Там соотношение составляет 10 к 1. В Китае соотношение еще ниже — 8 к 1. Прогнозы свидетельствуют, что к концу года в России данное соотношение может возрасти до 14 к 1, несмотря на небольшое количество электрокаров в стране. Для сравнения, в Китае их насчитывается около 24,7 миллиона.
Основные регионы, где электромобили наиболее распространены, включают:
- Москву и Московскую область;
- Краснодарский край;
- Приморский край.
В этих областях, особенно в крупных городах, появление ЭЗС оправдано. Однако для небольших независимых АЗС в удаленных регионах установка зарядных станций может оказаться экономически нецелесообразной, поскольку низкая рентабельность розничной торговли топливом делает такие вложения тяжелым бременем, особенно если за неделю через АЗС проходит всего 1-2 электромобиля.
«Тормоза» для электротранспорта в России
Дополнительные сложности возникают из-за высокой стоимости подключения к электросетям. Станкевич также обратил внимание на то, что в 2023 г. в результате отмены льгот на техприсоединение стоимость этой услуги возросла до 3-4 миллионов рублей. Развитие рынка электрозарядной инфраструктуры, по мнению экспертов, не тормозит нехватка зарядных станций, а скорее малое количество электромобилей. В настоящее время электромобили занимают премиум-сегмент рынка, что ограничивает спрос на них.
Сейчас говорить о рентабельности ЭЗС преждевременно, считают отраслевые эксперты. Это связано с тем, что инвестиции в зарядные станции являются долгосрочными и ориентированными на будущее, при этом их успешность остается под вопросом. Гусев также отметил, что электрическая инфраструктура может быть лишь временным этапом на пути к новым типам топлива или комбинированным двигателям. Поэтому в бизнес-контексте ЭЗС в настоящее время играют скорее имиджевую роль, необходимую для формирования полного спектра услуг на АЗС.
Поддержка электротранспорта
В России предусмотрены меры господдержки ЭЗС. Пилотная программа по субсидированию с 2022 г. стартовала в 12 пилотных регионах. Максимальная сумма субсидий составляет 60% от стоимости, но не более 1,86 млн рублей. Кроме того, желающим приобрести электрокар доступны программы льготного кредитования и лизингования. Однако размер субсидий сократился на 300 000 рублей, до 625 000 рублей.
Несмотря на подобные меры, доступность электротранспорта ограничена из-за высоких цен. Меры правительства направлены на стимулирование локализации производства, однако объемы местного производства все еще невелики, а модельный ряд остается узким. Импортируемые электромобили становятся еще дороже из-за пошлин.
Ранее информационный сайт «Пронедра» писал о прогнозах московского «Атома»: каким будет электромобиль будущего