Роман Абрамович впервые не выдвинул представителей в совет директоров «Норникеля»
Владелец акций «Норильского никеля», Роман Абрамович, принял решение не выдвигать своих представителей в совет директоров компании после окончания акционерного соглашения с «Интерросом» и UC Rusal. Кипрская Crispian Investments Limited Романа Абрамовича и Александра Абрамова, которая владеет около 4% акций «Норникеля», приняла схожее решение. Результаты последнего собрания акционеров «Норникеля» подтверждают, что представители «Интерроса» и UC Rusal заняли большинство мест в совете директоров компании, сообщает РБК.
Как изменилось акционерное соглашение «Норникеля»
Незадолго до истечения акционерного соглашения, Владимир Потанин, держатель основной доли (37%) «Интерроса» заявил, что оно не будет продлеваться. Инвесторы не должны ожидать такого же объема дивидендов, как ранее, ни в 2022 году, ни, вероятно, в 2023 году. В интервью РБК в сентябре 2022 года он назвал это соглашение «рудиментом», который препятствует развитию компании в определенном смысле и создает излишние права для акционеров, что не соответствует условиям нормального корпоративного управления.
В январе 2023 года совет директоров «Норникеля» прекратил работу службы финансового контроля в связи с истечением акционерного соглашения, а на собрании акционеров 6 июня большинством голосов (59,35%) было принято решение не выплачивать дивиденды за прошлый год из-за «экстраординарных обстоятельств» — ухудшения финансового положения компании и снижения финансовой устойчивости. В 2022 году чистый долг компании удвоился до $9,8 млрд, а свободный денежный поток упал в десять раз до $437 млн.
Источник, близкий к совету директоров, заявил, что без поддержки представителей Crispian в предыдущем составе совета «Интерросу» было бы трудно ликвидировать службу финансового контроля. Представитель «Норникеля» заявил, что в соответствии с решением совета директоров внутренняя служба по аудиту предложит свои идеи по расширению функций внутреннего контроля в компании. Егор Шейбак из Crispian стал советником вице-президента и руководителя блока внутреннего контроля и риск-менеджмента «Норникеля» Нины Пластининой.
Как Crispian получила акции «Норникеля»
Споры между «Интерросом» и UC Rusal в отношении стратегии развития «Норильского никеля» возникли после того, как UC Rusal, на тот момент под контролем Олега Дерипаски, выкупила блокпакет компании у Михаила Прохорова в 2008 году. Компания обвинила руководство «Норникеля» в махинациях и подала иски против «Интерроса» в Лондонский международный арбитражный суд. В свою очередь, «Интеррос» и руководство «Норникеля» неоднократно предлагали UC Rusal, страдающей от больших долгов, продать свою долю в компании, однако та отказывалась.
Попытки посредников, включая Алишера Усманова, основателя «Металлоинвеста», и Германа Грефа, главу Сбербанка, усадить стороны за стол переговоров были безуспешными. Однако в октябре 2012 г. Потанину позвонил Валентин Юмашев, бывший руководитель администрации президента, и сообщил о готовности Абрамовича помирить его с Дерипаской. Это стало началом переговоров, в результате которых в декабре того же года было заключено десятилетнее акционерное соглашение между «Интерросом», UC Rusal и Crispian.
В рамках документа последняя приобрела 5,87% акций «Норникеля» у компаний Потанина и Дерипаски за 1,487 млрд долларов. Контрольный пакет был помещен на специальный счет в банке-агенте, где UC Rusal и «Интеррос» передали примерно по 7,5% акций на время. Таким образом, структура Абрамовича и Абрамова, ставшая гарантом соглашения, получила около 20% контроля над «Норникелем». Это дало им возможность голосовать против, если мнения UC Rusal и «Интерроса» расходились по ключевым вопросам, и стимулировало дальнейшие переговоры.
Потанин стал управляющим партнером и генеральным директором «Норникеля». Он получил право принимать кадровые и инвестиционные решения до 2 млрд долларов в год без вмешательства партнеров. Однако, как известно журналистам pronedra.ru, для обеспечения дополнительного контроля других участников соглашения была создана служба, возглавляемая представителями Crispian и UC Rusal. Она проводила проверки финансово-хозяйственной деятельности компании и ее дочерних предприятий, предоставляя рекомендации президенту и членам совета директоров.
Кроме того, компания обязалась выплачивать щедрые дивиденды, не менее 60% показателя EBITDA при соотношении чистого долга к EBITDA ниже 1,8х. Если этот коэффициент был выше, минимальный уровень дивидендов составлял 30% от EBITDA, но не менее 1 млрд долларов. Это позволило всем акционерам, включая Crispian, получать значительный доход от ценных бумаг.
Изменения долей Абрамовича и Абрамова
В конце 2012 года, при подписании акционерного соглашения «Норникеля», Crispian, владельцы которого договорились выкупить 5,87% компании у основных акционеров, планировали увеличить свою долю до 10%. Компания уже в 2016 году довела свою долю до 6,3%, потратив 158 млн долларов на дополнительный выкуп акций. Сергей Братухин отмечал, что это долгосрочное вложение, так как «Норникель» является привлекательной инвестицией.
Однако в феврале 2018 года структура «Интерроса» предложила Crispian продать ей значительную часть своей доли (4,2% из 6,3%) в «Норникеле» за 1,47 млрд долларов. Сделка была заблокирована UC Rusal через суд Лондона, поскольку она нарушала баланс сил в компании и противоречила акционерному соглашению. При этом Crispian имела право продать часть своей доли на бирже или третьей стороне, не связанной с «Интерросом» и UC Rusal. В результате, в марте 2019 года она продала 1,7% акций «Норникеля» на Московской бирже за 551 млн долларов. Точная доля Crispian после этой сделки неизвестна, но источники РБК сообщали, что она составляла около 4%. Никелевая компания в своих отчетах последний раз указывала, что Crispian владеет 4,2%. С 2019 года информация не раскрывается.
В феврале 2022 года основные акционеры Crispian решили поделить между собой акции «Норникеля» (примерно по 2% каждому) и передать их российским структурам. ООО «Тасей Холдинг», принадлежащая Invest AG Абрамову и Фролову, в своем отчете от 25 апреля сообщила о приобретении 1% акций, не раскрывая подробностей. После окончания акционерного соглашения этот пакет акций «Норникеля», принадлежащий Crispian, стал чисто финансовой инвестицией, не имеющей стратегического подтекста. Компания имеет возможность покупать и продавать акции в соответствии с своими потребностями.