Сибирь продолжает гореть, всероссийская трагедия 2019 года

23:18, 07 Авг, 2019
Анна Федорова

Пожалуй нет ни одного жителя страны, который бы не отслеживал ситуацию в Сибири летом 2019 года. Сибирь горит — с такими тревожными подзаголовками выходят ежедневно десятки статье и видео в Сети.

По данным российского МЧС, сейчас огнем охвачено больше трех миллионов гектаров леса. В основном это незаселенные районы тайги. Смог от пожаров уже достиг Поволжья и Казахстана. Власти разбираются, что стало причиной пожаров в Сибири. По одной из версий, лес подожгли намеренно, чтобы скрыть масштабы незаконной вырубки деревьев. Другая версия – молния, которая попала в лес после длительной засухи.

Сибирь охвачена огнем, видео

Изменение климата стало бросаться в глаза, признал 2 августа глава Росгидромета Максим Яковенко. «В последние 6-7 лет мы уже ежегодно фиксируем в 2,5-3 раза рост опасных явлений относительно предшествующих десятилетий», — сказал Яковенко. В интервью DW известный немецкий ученый Йоханн Георг Гольдаммер заявил, что человечество вступает в новую эпоху — эпоху огня.


Смогут ли потушить Сибирь?

С начала года в России лесными пожарами пройдена территория больше 11 миллионов гектаров. Прямо сейчас огнем охвачено от двух с половиной до трех миллионов гектаров леса. Больше 90 процентов этих территорий никто не тушит. С 1 августа военные по поручению президента начали тушить пожары и потушат три миллиона гектаров за пять дней. Но руководитель противопожарного отдела Greenpeace России Григорий Куксин говорит, что на планете нет ресурсов, чтобы потушить такие площади пожаров без помощи дождей.

Погибнет ли Сибирь?

Старший научный сотрудник лаборатории лесной пирологии Института леса Сибирского отделения РАН в Красноярске, кандидат биологических наук Александр Брюханов утверждает, что сейчас нельзя точно сказать, какие площади леса мы потеряли:

«Все, что пройдено верховыми пожарами, эти насаждения погибнут уже в первый год. А где прошли низовые пожары, — когда почвенный покров горит, подстилка, кустарники, — там мы через год-два узнаем, погибли леса или нет. Сейчас это нельзя установить, потому что для дерева наиболее страшно, когда у него подгорают корни. Бывает, что древостой по внешнему виду пострадал незначительно, но если пожар зашел в корни, то, как правило, дерево гибнет. Точные цифры, сколько леса погибло, мы узнаем не раньше, чем через год, слишком большие территории и слишком разные были пожары по своим характеристикам».

Также Александр Брюханов замечает, что восстанавливаться тайга, которая сейчас горит, будет больше века:

«Это северные территории с жесткими климатическими условиями. Чтобы вырасти сосне или лиственнице на юге Сибири, надо 60–80 лет, а на севере она будет расти как минимум 100 лет, а то и 150. Эти районы очень отдаленные, их никогда никто искусственно не будет восстанавливать».

Огненная стихия ворвалась Сибирь, фото

На этой фотографии с климатических спутников NASA — вид из космоса на бушующие в Сибири и на Дальнем Востоке лесные пожары. Дым от пожаров в Сибири при определенной силе и направлении ветра вполне может достичь даже российской столицы.

Кто и почему не тушит Сибирь?

Уже сейчас площадь российских пожаров сравнивают с площадью Бельгии. Сеть кипит возмущениями — полстраны горит, но никто ее не тушит. Что же происходит?

Подобные катастрофы случаются ежегодно, площади, охваченные пожарами, в последнее время растут, увеличившись за три года в 3,2 раза (без учета нынешнего года): 2,7 миллиона гектаров в 2016-м, 4,5 миллиона гектаров в 2017-м и 8,5 миллиона гектаров в 2018 году. В этом году ситуация усугубилась тем, что ветер относит дым и гарь не на север, а на юг и восток.

Многие обвиняют власти в бездействии и подписывают петиции с требованием принять меры. Дело в том, что более 90% пожаров находится в так называемых зонах контроля. Если в переводе на нормальный язык, их не тушат, а наблюдают за ними до тех пор, пока огонь (но не дым) не начнет представлять непосредственную опасность для населенных пунктов или объектов инфраструктуры. Такая норма была введена в 2015 году: считается, что пожар можно не тушить, пока ущерб от него не превысит стоимость пожаротушения. Региональные власти используют эту норму как предлог для экономии средств. Тем более что этих средств мало, как и техники, которая находится в распоряжении федеральных структур.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *