Сибирские Горизонты. Путь Александра Михайловича Сибирякова (1849-1933) к Арктическим Широтам и развитию Сибири
Александр Сибиряков был представителем седьмого поколения влиятельного и состоятельного сибирского рода. Его отец, Михаил Александрович Сибиряков (1815—1874), был купцом I гильдии и владельцем золотодобывающих предприятий, заводов, пароходства и Бодайбинской железной дороги. Общая стоимость его капитала составляла 4 миллиона рублей.
Александр Михайлович прошел обучение в Иркутской мужской гимназии, спустя некоторое время поступил в Федеральную высшую политехническую школу в Цюрихе. В 1875 году умирает отец, Александр Михайлович получает свою долю активов Прибрежно-Витимской компании и «Компании Промышленности в разных местах Восточной Сибири».
Первое путешествие и исследовательский вклад
Александр Михайлович — человек неутомимый в своих исследованиях Сибири и Русского Севера, хотя он не был профессиональным географом и путешественником. Впервые в 1880 году он отправился в путь на своем пароходе «Оскар Диксон», а затем продолжил путь пешком от Норвегии до Тобольска. После путешествия А. М. Сибиряков стал первым крупным предпринимателем, который лично исследовал зимний торговый путь из Сибири, который обеспечивал снабжение Печорского края, а позднее был и вовсе назван как «Сибиряковский тракт».
Он полностью осознавал, что промышленное развитие Сибири невозможно без опоры в виде надежных транспортных средств сообщений. Поэтому в период с 1870 по 1890 годы Сибиряков становился спонсором всевозможных экспедиций, занимавшихся исследованиями организации морского сообщения между Сибирью и Европой через арктические моря.
Северный морской путь
Во время своего пребывания в Швеции, Александр Михайлович стал близким другом известного полярного исследователя А.Э. Норденшельда и в последующем оказал ощутимую финансовую поддержку его экспедициям в 1875, 1876 и 1878 годах. За счет средств, предоставленных Сибиряковым, были оснащены суда «Превен» и «Имер» для первых двух енисейских экспедиций Норденшельда. В 1878 году, при активном участии А.М. Сибирякова, М.К. Сидорова, а также при поддержке шведского короля Оскара II, были построены суда «Вега», «Лена», «Экспресс» и «Фразер» для последующих экспедиций Норденшельда, главная цель которых заключалась в поисках выхода к Тихому океану.
В истории мореплавания и изучения арктических широт произошло уникальное событие в 1878-1879 годах. А.Э. Норденшельд смог впервые пройти из Норвегии в Тихий океан. Это важное географическое достижение стало примером для организации движения судов по Северному морскому пути в нашей стране.
С приходом начала следующего столетия, Александр Михайлович решает отойти от активного предпринимательства. Он инвестирует свои капиталы в ценные бумаги и облигации, переезжает из Иркутска и долгое время проживает на юге России, в своей усадьбе в Батуме, а также за границей. Его жизнь приобретает более спокойный характер. В 1933 году он умирает в Ницце, оставляя в истории России ценный вклад по развитию Сибири.