«Сила Сибири-2» оказалась в состоянии неопределенности

20:40, 05 Дек, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: kurer-sreda.ru

В последний месяц зимы «Газпром» остается в напряженной ситуации. Остается мало времени на заключение контракта с Китаем по газопроводу «Сила Сибири-2». Этот проект, предусматривающий проход от Восточной Сибири через Монголию в Китай, обещает не только обеспечить «Газпрому» экспорт объемом 50 млрд кубометров газа ежегодно, но и открыть масштабный рынок на востоке России, позволяя газифицировать крупнейшие города в этом регионе. Свое мнение о ситуации «Коммерсанту» высказал эксперт Юрий Барсуков.

Учитывая спад экспорта в Европу на 80%, значение данного проекта для компании трудно переоценить. «Сила Сибири-2» становится единственным реальным шансом реализовать газ с уже добытых запасов Ямало-Ненецкого автономного округа, для которых в настоящее время нет другого экспортного рынка.

Договор по первой «Силе Сибири» подписали в 2014 г. Тогда толчком к положительной динамике в переговорах стало личное участие Владимира Путина. Президент России посещал Китай в октябре. Однако, это не привело к существенным подвижкам по новому проекту. Несмотря на обещания помощника Путина Юрия Ушакова о продвижении диалога России и КНР, пока не обнаружено никаких подобных свидетельств.

Ранее «Газпром» объявил о решении урезать инвестиционную программу на 2024 г. на 20%. Такой шаг не указывает на активные работы по «Силе Сибири-2», приводят журналисты pronedra.ru слова Барсукова. При этом эксперт напомнил о поручении подать до 2028 г. газ в Красноярск, и до 2032 г. – в Бурятию.

Приходится учитывать осторожность со стороны КНР в освещении хода переговоров, а также факт, что окончательные соглашения требуют подтверждения на высшем уровне. Для Китая долгосрочный договор с РФ, покрывающий 13% его потребностей в газе, прежде всего, представляет собой политический вопрос, а не экономический.

Пекин в сложившейся ситуации сильнее заинтересован в исполнения контракта другой стороной в течение 40–50 лет, чем в скидках на газ, считает Барсуков. Очевидно, что главное конкурентное преимущество российской магистрали заключается в ее абсолютной надежности. Такого, скорее всего, не сможет предложить никто другой – ни технологически, ни геополитически. Поэтому несмотря на сомнения, договор на «Силу Сибири-2» в конечном итоге, вероятно, будет подписан, исключительно с учетом темпа переговоров, которые в настоящее время задает Китай.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *