Славянский праздник Пролетье отмечают 14 мая 2025 года

14 мая в древнеславянской традиции отмечалось Пролетье — праздник окончательного прощания с зимой и встречи лета. В этот день проводили обряды, чтобы пробудить землю, укрепить здоровье и призвать щедрый урожай. Считалось, что всё живое наполняется новой силой, а человек, обратившийся к природе с добрыми мыслями, получит от неё защиту и благословение.
История праздника Пролетье
Этот древний праздник, знаменовавший начало летнего цикла, изначально отмечался 1 мая по юлианскому календарю, что соответствует 14 мая в современном летоисчислении. Торжество имело множество народных названий, отражающих его суть и традиции:
- Еремей Запрягальник. Имя Еремей является славянской адаптацией имени библейского пророка Иеремии, одного из четырех великих пророков Ветхого Завета. Автор «Книги пророка Иеремии», получивший в народе прозвище «плачущего пророка», оставил тексты, вошедшие не только в христианскую Библию, но и в священную книгу иудаизма — Танах.
- Ярилин день. В языческой традиции праздник неразрывно связан с богом Ярилой, олицетворявшим у славян весеннее возрождение природы, жизненную энергию и радость бытия. В обрядах особое место отводилось и богине Живе, покровительнице весеннего плодородия и жизненных сил.
- Яремник и Запашник. Эти названия подчеркивали сельскохозяйственное значение праздника, совпадавшего с началом активных посевных работ. Крестьяне верили, что в этот период особенно важна поддержка небесных покровителей для будущего урожая.
Пролетье представляет собой исконно славянский праздник, символизирующий приход тепла и возрождение природы. Хотя со временем он приобрел новые оттенки смысла под воздействием христианских традиций, это не привело к конфликту верований. Напротив, древние языческие и христианские обычаи органично соединились в этом празднике, что делает его поистине общенародным торжеством весны. В его основе лежит идея торжества жизни над зимним угасанием, света над тьмой.
Согласно старинным поверьям, в день Пролетья людям являлся бог Ярило, одетый в белоснежные праздничные одежды и увенчанный венком из свежих цветов. В руках он держал колосья ярового хлеба, а там, где он ступал, земля оживала, давая первые ростки. В честь этого события женщины варили «майскую кашу» — обрядовое угощение, которое следовало разделить между всеми членами общины. Фактически праздник превращался в масштабное народное гулянье с обильным угощением, хороводами и песнями. В отдельных селениях на возвышении устанавливали соломенное чучело (символ уходящей зимы), которое затем торжественно сжигали, провожая холода до следующего года.
Традиции и обряды, особенности праздника
Пролетье сопровождалось особыми ритуалами, направленными на пробуждение земли и получение жизненных сил. В этот день особо почитали Майю Златовласку — божественную прародительницу всего сущего. Центральным обрядом становилось поклонение на капищах богини Макоши, повелительнице человеческих судеб. Повсеместно разжигали священные костры: один главный огонь и множество меньших, чьи тепло и свет символически призывали лето.
Сельскохозяйственные работы в Пролетье носили ритуальный характер:
- Начиналась церемониальная пахота.
- Плугом очерчивали магический круг вокруг селения для защиты от злых сил.
- Аналогичный обряд проводили вокруг полей для обеспечения урожая.
Празднование отличалось особым размахом, проводились:
- молодецкие забавы и состязания;
- выступления скоморохов;
- народные игры и хороводы;
- традиционные песнопения.
Важное значение имели погодные приметы:
- Пасмурное Пролетье предвещало дождливое лето.
- Старейшины принимали решение о начале полевых работ.
- Сохранялись древние обрядовые действия (поклоны на три стороны света).
Со временем языческие заговоры трансформировались в христианские молитвы пророку Иеремии и сохранили при этом свою сакральную суть. В южных регионах, где к этому времени устанавливалась теплая погода, праздник чаще отмечали как день отдыха перед предстоящими посевными работами.