Следует ли Европе заключать больше долгосрочных контрактов на поставку СПГ
Рекордные цены на газ и неопределенность в вопросе ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток—2», могут подтолкнуть ЕС к заключению долгосрочных контрактов на поставку СПГ.
Агентство Reuters сообщало ранее о консультациях администрации Белого дома с Катаром. Вашингтон надеялся, что крупнейший производитель СПГ, сумеет направить дополнительные объемы энергоносителей в Европу, в случае обострения ситуации с Украиной. Американские аналитики предположили, что Россия может остановить транзит газа в Европу в ответ на введение нового пакета санкций. Катар указал на то, что у страны уже есть обязательства по долгосрочным контрактам, и невозможно за столь короткий срок значительно нарастить объемы производства СПГ.
Крупные производители СПГ считают, что Европе нужно как можно быстрее определиться и заключать договора на поставки энергоносителя на длительный срок, постепенно уменьшая долю спотовых закупок. В общем объеме мирового рынка СПГ, 70% приходится именно на долгосрочные контракты, а вот в ЕС в настоящий момент сложилась ситуация, когда краткосрочные контракты составляют половину всего закупаемого СПГ.
Основные преимущества долгосрочных контрактов
Долгосрочные контракты заключаются на сроки от десяти до 25 лет. Кажется, что это невыгодно компаниям, добывающим газ. Однако, добыча углеводородов становится все более капиталоемкой отраслью, требующей огромных инвестиций. Устойчивое развитие производителям может дать только стабильное сотрудничество.
Как объяснил руководитель отдела аналитики СПГ агентства S&P Global Platts Люк Коттелл, Катар использует инструмент индексации цен на нефть даже в рамках долгосрочных договоренностей.
Производители США предпочитают продавать часть продукции, которая еще не была произведена. Так они обеспечивают финансирование своих проектов по сжижению газа. Трейдеры могут продавать этот газ по спотовым ценам в Азию или Европу.
«Поскольку в 2025 и 2026 годах во всем мире ожидается новая волна поставок СПГ, существует риск, что это может привести к значительному снижению цен. Продавцы стремятся продавать газ по максимальным ценам, а покупатели понимают, что через пять лет ситуация может измениться»,— пояснил Коттелл.
Долгосрочные контракты играют важную роль, но ограничивают гибкость, диверсификацию и возможности получения прибыли, которые обеспечивают спотовые и краткосрочные сделки.
Какую позицию занимает ЕС
Брюссель не приветствует заключение долгосрочных контрактов. По мнению ЕС, это может препятствовать «свободным потокам» энергоносителя. Еврокомиссия решила, что нужно поощрять спотовую торговлю газом, чтобы отдельные поставщики не воспользовались своим доминирующим положением на рынке.
Именно по этой причине в судебном порядке изменили условия контракта между польским оператором и российским «Газпромом», привязав цены энергоносителя к спотовым ценам. Еще пару лет назад казалось, что такая стратегия поможет потребителям эффективно экономить средства в условиях избыточного предложения.
ЕС также не поощрял привязку потребителей к поставщикам более дешевого топлива, такого как уголь. Причиной фактического запрета на такие контракты стало стремление Европы достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году.
«Либерализация европейского газового рынка, в прошлом, принесла большую пользу потребителям, в результате чего цены оказались ниже среднего по сравнению с традиционными контрактами, связанными с нефтью в России», — заявил Феликс Бут, глава отдела СПГ в компании Vortexa.
В декабре 2021 года Еврокомиссия потребовала пересмотреть сроки долгосрочных контрактов, поскольку после 2049 года они прекращают действовать на территории всего содружества стран.
В условиях энергетического кризиса, который сильнее всего ударил по Европе, проявилась уязвимость такой политики Брюсселя. Спотовая торговля усугубила волатильность цен, что в условиях карантинных ограничений, а затем и восстановления крупных экономик, привело к резкому скачку цен на газ.
Когда разрабатывалась стратегия перехода на возобновляемые источники энергии и водород, Евросоюз исходил из того, что спрос на газ в ближайшие 5-10 лет резко упадет.
Аналитик агентства S&P Global Platts Джеймс Хакстепп пояснил, что большинство долгосрочных контрактов с нефтяной индексацией были убыточны, если брать цифры последних 10 лет. Только в прошлом году производители смогли получить значительную прибыль. Согласно прогнозам, такие контракты еще будут оставаться прибыльными в течении следующих нескольких лет.
Кто зарабатывает деньги
Резкий взлёт цен на энергоносители в 2021 году означал не только неожиданную прибыль для производителей. Как правило в такой ситуации активизируются крупнейшие игроки рынка. Можно наблюдать насколько агрессивно США пытается перекроить существующие связи. Ударными темпами увеличивается число новых скважин, а в Америке заговорили о возрождении торговли сланцевым газом.
«За последние два месяца крупные нефтяные компании и коммунальные предприятия должны были получить огромную прибыль от продажи американского СПГ, стоимостью около 6 долларов за МБТЕ, при цене около 30 долларов за МБТЕ в Европе», — пояснил независимый консультант по СПГ Гай Броджи.
По его словам, ежемесячно из США прибывало 80 грузов, и каждый груз приносил около 60 миллионов долларов чистой прибыли.
Проблема в том, что ранее Катар и некоторые азиатские производители, такие как Индонезия и Малайзия, применяли положения о пунктах назначения. Такие правила ограничивали доставку газа в определенные страны, чтобы предотвратить его перенаправление на другие рынки. Однако такие положения не действуют в Европе и большинство стран Евросоюза могут отправлять СПГ в другие государства.
Аналитики энергетического рынка пытаются убедить Европу в необходимости заключения долгосрочных контрактов на поставку СПГ, уверяя, что таким образом страны могут получать прибыль путем перепродажи части энергоносителя. Создается впечатление, что такого надежного поставщика как «Газпром» и новую транспортную систему «Северный поток—2» уже списали со счетов, а вот станет ли достойной альтернативой европейским потребителям дорогой сланцевый газ, покажет время.