Сокращения по всем фронтам: ключевые вопросы о госбюджете
Рост или стабилизация – что важнее?
Расходы России в течение следующей трехлетки сокращаются и в реальном их выражении, то есть с учетом уровня инфляции, и в процентах к отечественному ВВП. Причем темпы снижения расходов выше масштабов реального сокращения доходов.
«Бюджетная стабилизация, которой очень дорожит сегодня российский Минфин, не в состоянии являться самоцелью на фоне того, что темп роста экономического сектора ограничивает потолок в полтора-два процента, а степень благосостояния наших соотечественников не растет, — говорится в заключении сотрудников Центра исследования экономической политики при МГУ. — Общая экономическая динамика в последнее время улучшилась, однако, вклад в эти процессы политики был очевидно не столь обозначен, тогда как низкий уровень инфляции и запаздывающее понижение ключевой процентной ставки регулятором весьма заметно сдерживают деловую активность».
Наша экономика устроена так, что в качестве самого важного источника развития для ее отраслей выступают бюджетные траты. На это указывают в Торгово-промышленной палате страны (ТПП). В проекте федерального бюджета, о котором идет сейчас речь, зарезервировали свыше одного триллиона рублей, и существенную часть из этой суммы планируют перераспределить на реализацию ряда мероприятий в сфере безопасности и обороны. Специалисты ТПП полагают, что целесообразнее было бы направлять указанные средства реальным секторам экономики РФ, а не только на текущие расходы государства.
Эксперты Института Гайдара и РАНХиГС, впрочем, не верят в настолько стремительное снижение расходов в 2018–2020 гг. Выглядит оно, по их мнению, как «искусственное» и заведомо нереалистичное, так как не только не дает возможности обеспечить необходимый объем расходов для развития экономики, но еще и препятствует тому, чтобы имело место справедливое выполнение всех социальных обязательств (при условии сохранения действующего ныне законодательства в социальной сфере). Специалисты указали на эти моменты в своем заключении на проект госбюджета.
В течение предыдущих лет эффективность консолидации бюджета была достаточно низкой, обращают внимание специалисты. Если говорить о долгосрочном прогнозе Министерства финансов по сокращению расходов на срок до 2035-го года, то он также выглядит как «политически нереализуемый» и создающий риски отмены норм Бюджетного кодекса. Аналитики констатировали, что он способен «окончательно подорвать доверие в целом к бюджетным правилам как к таковым».
Устоят ли сокращения для российских силовиков?
Сокращение расходов коснется не только социальной сферы и связанных с развитием человеческого капитала направлений. Затронут они также и военнослужащих с силовиками. Разделу «Национальная оборона», на который направят в текущем году три процента отечественного ВВП, в 2020-м выделят всего 2,5 процента ВВП. Для раздела «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» предусмотрели 1,9 процента ВВП в 2020-м и 2,1 процента – в 2017 году.
Между тем, если взглянуть на часть оборонных расходов в бюджете, она все равно выше, чем показатели 2013 года, отметили в МГУ. Расходы на российских военных могут увеличиться кроме прочего и вследствие дальнейших поправок в бюджет, утверждают авторы заключения.
«Аналогичная ситуация сложилась уже в текущем году, — говорится в документе. – В октябре члены правительства на 180 миллиардов рублей увеличили ассигнования на оборону. Средства эти будут направлены на выплаты кредитов оборонных структур (соответствующие поправки в госбюджет-2017 приняли во втором чтении). Что касается расходов на оборону, то их, как и расходы на безопасность, относят к непроизводительным, то есть они считаются не способствующими росту экономики».
Эксперты РЭУ им. Плеханова констатировали в свою очередь, что два эти направления, как и ранее, входят тем не менее в перечень основных приоритетов федерального бюджета, и речь идет в данном случае о негативной особенности главного финансового документа России.