Статусный аксессуар: что говорил о женщине ее платок

17:00, 15 Апр, 2021

На волне растущей популярности мусульманских аксессуаров вроде хиджаба и никаба, европейские женщины вспомнили о платках — исконном предмете гардероба с универсальным характером. У нас на Руси платки всегда были «говорящими» — узор и способ ткачества могли многое рассказать о своей владелице. Например, из какого она рода и каково ее общественное положение. И не только.

Историк моды Александр Васильев очень познавательно в одной из своих лекций расписал характер платка в культуре разных стран. Оказывается, бывали времена, когда плат стоил баснословных денег и был по карману исключительно состоятельным людям. Как говорится, платок на вес золота. Статусная вещь.

Языческая суть женского платка

На Руси головы женщин принято было покрывать чем-то, и платок годился для этих целей идеально. Покрытая голова  — это была защита от отрицательной энергетики, сглаза и мужского внимания. У язычников головной убор был символом высокой нравственности и скромности. Многим девушкам и сегодня нравится само ощущение покрытой головы, будь то платок, шарф, шляпа — как будто находишься под покровом, дающего тебе чувство защищенности от агрессии извне.

В древние времена во многих религиях, не только у славян, люди верили, что волосы хранят энергию. И чем длиннее волосы, тем больше энергии и тем более уязвим человек. Поэтому понапрасну волосы не распускались, после замужества их держали в косе и под платком. С библейских времен покрытая платком (хиджабом) голова была символом благородства, целомудрия и смирения перед мужем. Платок означал принадлежность к мужу, что защищало женщину от посторонних. Поэтому отказ от платка считался выражением гордыни, а с таким грехом женщин не допускали в храм.

Платок демонстрировал социальный статус женщины

Помимо своей эзотерической сущности платок был просто красивым аксессуаром, который создавали в разных частях света, используя местные обычаи и материалы. Чем славилась местность, из того и ткали платы. В Индии это была шерсть кашмирских или мохеровых козочек, в Китае шёлк, в Росии лён, в Голландии хлопковое полотно, в Азии рами (местная крапива).

Чем тоньше была нить, из которой соткан платок, тем считалось круче. Чем больше красок, тем аристократичнее. То есть, платок мог быть огромным по своей площади, однако весил, как перышко. Такие изысканные аксессуары могла позволить себе знать, а крестьяне довольствовались тканью попроще и потемнее. Анализ головного убора давал всю нужную информацию о женщине:

  • социальное положение (замужем или нет),
  • достаток семьи (мужа или отца),
  • географическая принадлежность,
  • сословие.

Помимо своей информативности, платок всегда служил защитой от погодных условий, а они всюду разные. В экваториальных странах тонкий платок или палантин защищал от палящего солнца, а в северных широтах — от стужи и ветров.

Не платок, а букет символов

Сегодня, когда к платкам относятся исключительно как к модному дополнению, сложно понять, как люди средневековья считывали по узору платка много разной инфы. Например, к какому роду принадлежит его носительница. А всё это зашифровывали во время изготовления платка — при помощи узором, присущих тому или иному роду.

Производители платков и позже мануфактурщики тоже создавали своё уникальное торговое предложение: павловопосадский плат никогда не спутаешь с оренбургским и так далее. На конвейер производство шалей и платков было поставлено с середины 18 века: российские купцы Яков Иванович Лабзин и Василий Иванович Грязнов максимально популяризировали свои павловопосадские изделия.

Павловские платки периода 1860-70-х гг. стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно украшались «турецким» узором из пресловутых огурцов и других геометризированных растительных форм. Но в 1870-х годах получает большое развитие оформление шалей и платков цветочными мотивами. С появлением новых ярких красителей впервые этот декор стал применяться мощно и разнообразно.

Особое место в истории занимает тема памятных платков, напечатанных «с надлежащего разрешения» властей в честь знаменательных событий в истории России. В целом, платок мог многое рассказать о женщине, он был не просто акцентом в образе русской женщины, плат был завершением его. Недаром Ив Сен-Лоран влюбился в идею русского платка и создал свою легендарную коллекцию а-ля рюс в семидесятых.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *