Стремление России восстановить экономику угрожает Байкалу

09:54, 13 Авг, 2020
Евгения Комарова

Байкал и прилегающие территории, как объект ЮНЕСКО, являются запретной зоной для предпринимателей. Но, благодаря «регуляторной гильотине», ограничения могут быть серьезно ослаблены. Упрощенные нормы ставят под угрозу существование экосистем региона, уверены защитники окружающей среды.

Ограничения промышленной и другой деятельности действуют на территории 89 100 кв. км. На Байкале запрещено размещение вредных предприятий, вырубка леса или разработка недр. А полезных ископаемых в регионе достаточно. Под озером расположено крупное месторождение нефти, на прилегающих территориях сосредоточены значительные запасы свинца, цинка и вольфрама. Экологи опасаются, что на фоне кризиса власти могут смягчить ограничения на разработку ископаемых и других природных ресурсов.

Результаты «регуляторной гильотины»

Вопрос о работах на Байкале многие годы решается Кремлем. В целом, правительственные инициативы были направлены на сохранение экосистемы региона. В 2006-м Владимир Путин запретил проводить через приозерную территорию крупный нефтепровод. В 2013-м по указу Дмитрия Медведева было закрыто целлюлозно-бумажное производство Олега Дерипаски. Власти неоднократно называли защиту Байкала одной из приоритетных задач. Но кризис изменил интересы.

Реформа, названная «регуляторной гильотиной», призвана устранить тысячи требований, сдерживающих развитие бизнеса. Она коснется и ограничений, действующих на Байкале. В частности, документ оговаривает возможность реализации практически любых инвестиционных проектов, одобренных Госдумой и президентом. Такое уточнение открывает путь к созданию вредных производств, опасаются экологи.

Новые законодательные лазейки

Представители «зеленых» неоднократно указывали на правительственную поддержку бизнеса в ущерб экологии. По их мнению, именно протекция Путина позволяла ЦБК Дерипаски годами работать на Байкале. Теперь реформы создадут дополнительные законодательные лазейки для предпринимателей, нацелившихся на ресурсы региона.

Вопросы к документам возникали и раньше. Майский указ 2018-го, требующий защищать Байкал, одновременно разрешал развитие транспортной инфраструктуры. В июле 2020-го эти ограничения дополнительно смягчились. Подрядчикам разрешили вырубать зеленые насаждения для развития железных дорог. Местные власти утверждают, что под топор пойдут преимущественно кустарники на прилегающих к насыпям территориях. Но, как полагает Михаил Крейндлин, представитель российского «Гринписа», реформы позволят обойти государственную экологическую экспертизу. Кроме того, возможность вырубать деревья в рамках борьбы с ЧС ставит под угрозу существование редких «рыночных» видов.

 

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *