Три Спаса августа: духовный смысл, история и народные традиции

Последний месяц лета в православном календаре насыщен особыми праздниками. 14, 19 и 29 августа верующие отмечают три великих торжества, которые в народе называют Медовым, Яблочным и Ореховым Спасами. Несмотря на «вкусные» названия, корни этих дат уходят в глубину христианской истории, а их смысл напрямую связан с жизнью и служением Иисуса Христа.
Слово «Спас» — сокращение от «Спаситель». Каждый из этих праздников посвящён Христу и важным событиям Его земного пути. Архиепископ Якутский и Ленский Роман напоминает:
«Это одни из главных православных праздников, потому что в их основе — воспоминание о делах и чудесах Господа».
Первый Спас — Медовый (14 августа)
Церковное название: Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
История праздника берёт начало в Константинополе. Там в летнюю жару, когда возрастали болезни, часть Креста Господня выносили из храма Святой Софии, освящали воду и обходили с ней улицы города, молясь о здоровье жителей.
В этот день во всех храмах на утреннем и вечернем богослужении Крест торжественно выносят в центр для поклонения. Верующие освящают воду и приносят в церковь мёд, а также лекарственные травы — символ благодарности Богу за урожай. Народная традиция советует использовать этот мёд в течение года в лечебных целях.
Почему «медовый» — именно к середине августа пасечники снимают первый мёд, и он становится главным «плодом» праздника.
Второй Спас — Яблочный (19 августа)
Церковное название: Преображение Господне.
Этот день посвящён событию, когда Христос на горе Фавор явил ученикам — Петру, Иакову и Иоанну — Свою божественную славу. Лицо и одежды Его засияли светом, а рядом появились пророки Моисей и Илия.
В храмах 19 августа освящают фрукты нового урожая. По церковному уставу главным плодом праздника считается виноград — из него готовят вино для Евхаристии. Но в России, где виноград не всегда созревал к этому времени, освящать стали яблоки, что и закрепило за праздником народное название.
Во многих приходах после службы прихожане разносят освящённые плоды в больницы, дома престарелых и детские учреждения. Архиепископ Роман подчёркивает:
«Это способ поделиться частичкой Божией благодати».
Третий Спас — Ореховый (29 августа)
Церковное название: Праздник Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
По преданию, эдесский царь Авгарь, страдавший от проказы, отправил к Иисусу художника, чтобы тот написал Его портрет. Художник не смог передать лик Христа, и тогда Спаситель, умывшись, отёр лицо полотном, на котором чудесным образом проступил Его образ. Получив этот плат, царь исцелился.
В народном календаре этот день совпадает со временем сбора орехов и нового хлеба, поэтому его называют Ореховым или Хлебным Спасом.
Почему Спасы «продуктовые»
В августе завершается летний сбор урожая. Ветхозаветная традиция предписывала приносить Богу первые плоды земли как знак благодарности. Постепенно это соединилось с христианскими праздниками, и за ними закрепились названия, отражающие сезонные дары природы.
Духовная окраска праздников
Все три Спаса приходятся на время Успенского поста (14–28 августа). Пост завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы и напоминает верующим о духовной подготовке к празднику через воздержание, молитву и добрые дела.
В праздничные дни священники облачаются в особые цвета:
- белый — в честь Господа, символ чистоты и света;
- синий — в честь Богородицы;
- красный — в память о страданиях Христа.
Прихожане нередко выбирают одежду этих цветов, создавая атмосферу единства и торжества.
Смысл Спасов сегодня
Для современного человека три Спаса — это не только возможность сохранить народные традиции, но и повод задуматься о благодарности, милосердии и духовном обновлении.
«Это прекрасное время, когда можно поделиться освящёнными плодами, чтобы в мире было меньше зла, а больше благодати, мира и радости», —
говорит владыка Роман.
Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, что Яблочный Спас по всем обычаям и традициям: освящение плодов, приметы и запреты