Туринская плащаница: не след Христа, а отпечаток скульптуры? Новая гипотеза бразильского исследователя

19:29, 02 Авг, 2025
Ирина Валькова
происхождение Туринской плащаницы
Иллюстрация: pronedra.ru

Туринская плащаница, священный артефакт, вызывающий споры вот уже несколько столетий, вновь оказалась в центре научного и общественного внимания. Бразильский эксперт в области 3D-моделирования предложил гипотезу, которая может радикально изменить представление о происхождении изображения на знаменитом льняном полотне.

Наука против веры?

Плащаница, хранящаяся в кафедральном соборе Турина, почитается миллионами верующих как подлинный погребальный покров Иисуса Христа. На ткани отчетливо просматривается отпечаток мужской фигуры с признаками истязаний и распятия — образ, который многие связывают с последними часами жизни Христа.

Однако наука не впервые поднимает вопрос о подлинности реликвии. Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году в трёх независимых лабораториях (в Оксфорде, Цюрихе и Аризоне), показал, что ткань была изготовлена между 1260 и 1390 годами — за более чем тысячу лет после предполагаемой даты распятия. Тем не менее сторонники подлинности плащаницы оспаривали методику и интерпретацию результатов, указывая на возможное загрязнение образцов и неточности анализа.

Теперь к этому обсуждению подключился и бразильский специалист по цифровой реконструкции, предложив новую, технологически подкреплённую гипотезу.

Скульптура вместо тела

Исследователь использовал современные программы 3D-моделирования, чтобы проанализировать характер складок и контуров, оставленных на плащанице. Его внимание привлекли особенности отпечатка: по мнению эксперта, форма и симметрия изображения больше соответствуют не живому человеческому телу, а скульптурному объекту с низким рельефом.

«Отпечаток на Туринской плащанице более точно соответствует оттиску, сделанному с объекта с невысоким рельефом», —

подчеркнул он в своем докладе.

Ученый предполагает, что модель, с которой было получено изображение, могла быть выполнена из дерева, камня или металла — материалов, активно использовавшихся в средневековом искусстве. Он также выдвинул версию, что формирование изображения происходило не от контакта с телом, а под воздействием пигмента, тепла или химического взаимодействия с материалом, из которого была изготовлена скульптура.

Средневековая традиция и искусство подделки

Контекст гипотезы не случаен. В XIV веке в Европе были популярны религиозные скульптуры и рельефы, изображавшие сцены из жизни Христа и святых. Кроме того, этот период стал временем расцвета культов реликвий. Многие монастыри и храмы стремились заполучить святыню, способную привлечь паломников и укрепить авторитет. Как следствие, подделка реликвий стала не просто возможностью, а почти искусством.

Историки неоднократно отмечали, что в Средние века создавались «иконы в ткани» — изображения, нанесенные на материю с помощью красителей, нагрева или даже кислот. Возможно, Туринская плащаница представляет собой именно такой артефакт, тщательно и искусно выполненный, чтобы имитировать отпечаток тела.

Разумеется, гипотеза бразильского исследователя не даст окончательного ответа на вопрос, кем и как была создана Туринская плащаница. Однако она добавляет новые аргументы в давнюю дискуссию между наукой, искусством и верой.

Для многих христиан плащаница — не просто исторический объект, а сакральный символ страданий и жертвы. Но для исследователей она остаётся увлекательной загадкой, ключ к разгадке которой, возможно, кроется не в религиозной истории, а в мастерстве средневековых художников и скульпторов.

Пока наука продолжает поиск ответов, Туринская плащаница остаётся редчайшим примером артефакта, в котором тесно сплелись вера, история, искусство и технология — и каждый смотрит на неё сквозь призму своих убеждений.

Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, почему Туринская плащаница до сих пор волнует умы

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *