Туринская плащаница: не след Христа, а отпечаток скульптуры? Новая гипотеза бразильского исследователя

Туринская плащаница, священный артефакт, вызывающий споры вот уже несколько столетий, вновь оказалась в центре научного и общественного внимания. Бразильский эксперт в области 3D-моделирования предложил гипотезу, которая может радикально изменить представление о происхождении изображения на знаменитом льняном полотне.
Наука против веры?
Плащаница, хранящаяся в кафедральном соборе Турина, почитается миллионами верующих как подлинный погребальный покров Иисуса Христа. На ткани отчетливо просматривается отпечаток мужской фигуры с признаками истязаний и распятия — образ, который многие связывают с последними часами жизни Христа.
Однако наука не впервые поднимает вопрос о подлинности реликвии. Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году в трёх независимых лабораториях (в Оксфорде, Цюрихе и Аризоне), показал, что ткань была изготовлена между 1260 и 1390 годами — за более чем тысячу лет после предполагаемой даты распятия. Тем не менее сторонники подлинности плащаницы оспаривали методику и интерпретацию результатов, указывая на возможное загрязнение образцов и неточности анализа.
Теперь к этому обсуждению подключился и бразильский специалист по цифровой реконструкции, предложив новую, технологически подкреплённую гипотезу.
Скульптура вместо тела
Исследователь использовал современные программы 3D-моделирования, чтобы проанализировать характер складок и контуров, оставленных на плащанице. Его внимание привлекли особенности отпечатка: по мнению эксперта, форма и симметрия изображения больше соответствуют не живому человеческому телу, а скульптурному объекту с низким рельефом.
«Отпечаток на Туринской плащанице более точно соответствует оттиску, сделанному с объекта с невысоким рельефом», —
подчеркнул он в своем докладе.
Ученый предполагает, что модель, с которой было получено изображение, могла быть выполнена из дерева, камня или металла — материалов, активно использовавшихся в средневековом искусстве. Он также выдвинул версию, что формирование изображения происходило не от контакта с телом, а под воздействием пигмента, тепла или химического взаимодействия с материалом, из которого была изготовлена скульптура.
Средневековая традиция и искусство подделки
Контекст гипотезы не случаен. В XIV веке в Европе были популярны религиозные скульптуры и рельефы, изображавшие сцены из жизни Христа и святых. Кроме того, этот период стал временем расцвета культов реликвий. Многие монастыри и храмы стремились заполучить святыню, способную привлечь паломников и укрепить авторитет. Как следствие, подделка реликвий стала не просто возможностью, а почти искусством.
Историки неоднократно отмечали, что в Средние века создавались «иконы в ткани» — изображения, нанесенные на материю с помощью красителей, нагрева или даже кислот. Возможно, Туринская плащаница представляет собой именно такой артефакт, тщательно и искусно выполненный, чтобы имитировать отпечаток тела.
Разумеется, гипотеза бразильского исследователя не даст окончательного ответа на вопрос, кем и как была создана Туринская плащаница. Однако она добавляет новые аргументы в давнюю дискуссию между наукой, искусством и верой.
Для многих христиан плащаница — не просто исторический объект, а сакральный символ страданий и жертвы. Но для исследователей она остаётся увлекательной загадкой, ключ к разгадке которой, возможно, кроется не в религиозной истории, а в мастерстве средневековых художников и скульпторов.
Пока наука продолжает поиск ответов, Туринская плащаница остаётся редчайшим примером артефакта, в котором тесно сплелись вера, история, искусство и технология — и каждый смотрит на неё сквозь призму своих убеждений.
Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, почему Туринская плащаница до сих пор волнует умы