Творческий путь Ползунова: как русский инженер создавал свою паровую машину

14:51, 01 Июн, 2024
Ирина Орлонская
Источник фото: n-metro.ru

В письме, написанном пастором лютеранской общины Барнаула по имени Эрик Лаксман в феврале 1765 года, упоминается новая и уникальная огневая машина, которую разрабатывает Иван Иванович Ползунов. Лаксман восторженно описывает этот изобретательный механизм, отмечая его отличие от английских аналогов. По его словам, эта машина будет использоваться для запуска механизмов или цилиндров в плавильнях при помощи огня, что должно принести значительную выгоду. Несмотря на то что до получения патента Джеймсом Уаттом на его «универсальную паровую машину» оставалось еще четыре года, а до ее установки на фабрике — целых 19 лет, изобретение Ползунова уже вызывало интерес и надежды на успешное внедрение в промышленности. Об этом пишет russia_to_the_world.aif.ru

Ползунов и его творение — паровая машина

Ползунов прошел обучение в профессиональной школе у изобретателя Никиты Бахарева, главного механика Уральских казенных заводов и рудников. По рекомендации Бахарева его приняли на работу первым главным командиром Колывано-Воскресенских заводов, Андреасом Бенедиктовичем Беэром. Знакомство Ползунова с одноцилиндровой пароатмосферной машиной Томаса Ньюкомена произошло в 1761 году через книгу. В 1763 году его проект о создании огненной машины, способной выдерживать высокие нагрузки и приспосабливаться к потребностям завода, попал на стол Андрея Ивановича Порошина, который сменил Беэра.

Источник фото: dzen.ru

Проблема, с которой столкнулись Ползунов и его ученики при работе над паровой машиной, заключалась в зазорах между поршнями и стенками цилиндров. Эти зазоры пропускали воду и пар, что значительно снижало эффективность работы машины. Для ее устранения они применили неожиданное, но эффективное решение — обернули поршни кожей и корой пробкового дуба, которые приобретали в аптеках Тобольска и Екатеринбурга. Это позволило значительно повысить КПД машины.

Одним из ключевых достижений машины Ползунова было наличие двух цилиндров и полная автоматизация впуска пара и воды. Этот инновационный механизм позволял машине работать непрерывно и самостоятельно, переключаясь между цилиндрами. Такая машина была способна не только обеспечивать воздухом плавильные печи, но и приводить в движение станки на заводах.

Паровая машина Ползунова продемонстрировала впечатляющую производительность, работая 42 дня и 15 часов из трех месяцев эксплуатации. В 1764 году был разработан проект более мощной машины с двумя трехметровыми цилиндрами мощностью 40 лошадиных сил, способной обслуживать несколько плавильных печей одновременно. Однако, не дождавшись испытаний, сам Ползунов скончался в 1766 году, не успев проверить свое последнее изобретение.

Дмитрий Левзин и Иван Черницын, ученики, которые изучали механику, были особенно внимательны к машинному устройству перед ними. Они хорошо разбирались в том, как собрать и настроить машину, и были готовы решать любые проблемы, которые могли возникнуть в процессе работы. Благодаря их знаниям и опыту любые неисправности могли быть легко устранены, обеспечивая бесперебойную работу механизма.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *