Ученики не увидят одного предмета, а учителям добавили проблем: как педагогам и ученикам адаптироваться к новой системе образования с 1 сентября

Масштабная реформа школьного образования в России уберет один предмет – обществознание, а также обозначатся приоритеты в обучении. Для этого используют примеры мирового опыта и влияние на учителей, родителей и вузов.
С 2025 года в российской школе меняется парадигма: обществознание уступает место универсальным компетенциям, а обучение становится более ориентированным на практику и проекты. Что ждёт учеников, семьи и педагогов, и какие шаги предпринять уже сейчас?
Что изменится к 2025–2026 годам в школьном образовании: какой предмет исчезнет
Школьники с наступлением нового учебного года не увидят в расписании уроков одного предмета. В 2025 году предмет обществознание исчезнет из программы для 6–7 классов. К 2026 году переход будет завершён по старшей школе: содержание дисциплины претерпит значительную переработку и дополнения.
Также читайте: Сокращение школьного образования до 10 классов: новые инициативы в российской системе образования
В школах есть еще новшества – вводятся междисциплинарные курсы, в которых вопросы права интегрируются в историко-обществоведческий блок, а финансовая грамотность станет обязательной частью математики. Изучение социальных вопросов пройдет через проектную деятельность. Основной акцент — 30% теории и 70% практики; школа становится пространством для групповой работы в коворкингах и переговорных процессах.
Зачем нужна реформа в школе по предметам и обучению
Причина простая: современная экономика требует гибких навыков и умения применять знания на практике. По данным НИУ ВШЭ (2023), 87% работодателей отмечают нехватку гибких навыков у молодых специалистов. В ответ на этот запрос реформаторы делают упор на критическое мышление, эмпатию и коммуникацию, которые развивают через проекты, кейсы и реальные задачи.
Образование: что нового
Финляндия с 2016 года продвигает междисциплинарные проекты, а в Сингапуре около 60% учебного времени. Европейские практики демонстрируют пользу совместных проектов и медиаграмотности, которые помогают ученикам критически оценивать информацию и формировать гражданскую позицию.
Как будут обучать по-новому:
- включение основ предпринимательства в школьную программу;
- развитие медиаграмотности и навыков эффективной коммуникации;
- деловые игры, кейс-чемпионаты, школьные стартап-инкубаторы;
Практические проекты по гражданским и социальным темам, участие в которых будет формировать итоговые портфолио учеников.
Итоговые изменения в ЕГЭ:
- уменьшение объёма тестовых заданий, рост доли анализируемых ситуаций и развёрнутых ответов;
- введение устной части, аналогичной TOEFL, для оценки коммуникативных навыков.
Реформа школьного образования
Реформа потребует переобучения учителей и новой роли родителей в профориентации детей. По словам Елены Приступы, директора Института образовательной политики, речь идет не об отказе от знаний, а об их актуализации. Артём Соловейчик из РАНХиГС подчёркивает необходимость масштабной программы переподготовки педагогов.
Что будет с участниками образовательного процесса:
- учителям: переобучение, освоение коучинговых методик, организация групповых дискуссий;
- школам: пространства для совместной работы, усиление проектной деятельности;
- родителям: участие в выборе профиля и направления дальнейшего обучения ребёнка;
- вузам: корректировка критериев отбора, приоритет практических навыков и проектов.
Рекомендации на будущее:
- ученикам: развивайте критическое мышление и онлайн-курсы по этим навыкам (Coursera и т);
- родителям: поддерживайте эмоциональный интеллект и вовлекайте детей в семейные проекты;
- учителям: осваивайте коучинг и методы активного обучения, применяйте кейсы и групповые дискуссии.
Реформа неизбежна, но её успех зависит от совместной работы школ, семей и вузов. Речь идёт не об уничтожении знаний, а об их актуализации и практическом применении для решения реальных задач современного мира.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Российские программисты создали ИИ для обучения детей: новое слово в образовании