Ученики не увидят одного предмета, а учителям добавили проблем: как педагогам и ученикам адаптироваться к новой системе образования с 1 сентября

15:04, 19 Авг, 2025
Ольга Безродняя
Изменения в образовании, уберут школьный предмет
Иллюстрация: pronedra.ru

Масштабная реформа школьного образования в России уберет один предмет – обществознание, а также обозначатся приоритеты в обучении. Для этого используют примеры мирового опыта и влияние на учителей, родителей и вузов.

С 2025 года в российской школе меняется парадигма: обществознание уступает место универсальным компетенциям, а обучение становится более ориентированным на практику и проекты. Что ждёт учеников, семьи и педагогов, и какие шаги предпринять уже сейчас?

Что изменится к 2025–2026 годам в школьном образовании: какой предмет исчезнет

Школьники с наступлением нового учебного года не увидят в расписании уроков одного предмета. В 2025 году предмет обществознание исчезнет из программы для 6–7 классов. К 2026 году переход будет завершён по старшей школе: содержание дисциплины претерпит значительную переработку и дополнения.

Также читайтеСокращение школьного образования до 10 классов: новые инициативы в российской системе образования

В школах есть еще новшества – вводятся междисциплинарные курсы, в которых вопросы права интегрируются в историко-обществоведческий блок, а финансовая грамотность станет обязательной частью математики. Изучение социальных вопросов пройдет через проектную деятельность. Основной акцент — 30% теории и 70% практики; школа становится пространством для групповой работы в коворкингах и переговорных процессах.

Зачем нужна реформа в школе по предметам и обучению

Причина простая: современная экономика требует гибких навыков и умения применять знания на практике. По данным НИУ ВШЭ (2023), 87% работодателей отмечают нехватку гибких навыков у молодых специалистов. В ответ на этот запрос реформаторы делают упор на критическое мышление, эмпатию и коммуникацию, которые развивают через проекты, кейсы и реальные задачи.

Образование: что нового

Финляндия с 2016 года продвигает междисциплинарные проекты, а в Сингапуре около 60% учебного времени. Европейские практики демонстрируют пользу совместных проектов и медиаграмотности, которые помогают ученикам критически оценивать информацию и формировать гражданскую позицию.

Как будут обучать по-новому:

  • включение основ предпринимательства в школьную программу;
  • развитие медиаграмотности и навыков эффективной коммуникации;
  • деловые игры, кейс-чемпионаты, школьные стартап-инкубаторы;

Практические проекты по гражданским и социальным темам, участие в которых будет формировать итоговые портфолио учеников.

Итоговые изменения в ЕГЭ:

  • уменьшение объёма тестовых заданий, рост доли анализируемых ситуаций и развёрнутых ответов;
  • введение устной части, аналогичной TOEFL, для оценки коммуникативных навыков.

Реформа школьного образования

Реформа потребует переобучения учителей и новой роли родителей в профориентации детей. По словам Елены Приступы, директора Института образовательной политики, речь идет не об отказе от знаний, а об их актуализации. Артём Соловейчик из РАНХиГС подчёркивает необходимость масштабной программы переподготовки педагогов.

Что будет с участниками образовательного процесса:

  • учителям: переобучение, освоение коучинговых методик, организация групповых дискуссий;
  • школам: пространства для совместной работы, усиление проектной деятельности;
  • родителям: участие в выборе профиля и направления дальнейшего обучения ребёнка;
  • вузам: корректировка критериев отбора, приоритет практических навыков и проектов.

Рекомендации на будущее:

  • ученикам: развивайте критическое мышление и онлайн-курсы по этим навыкам (Coursera и т);
  • родителям: поддерживайте эмоциональный интеллект и вовлекайте детей в семейные проекты;
  • учителям: осваивайте коучинг и методы активного обучения, применяйте кейсы и групповые дискуссии.

Реформа неизбежна, но её успех зависит от совместной работы школ, семей и вузов. Речь идёт не об уничтожении знаний, а об их актуализации и практическом применении для решения реальных задач современного мира.

Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Российские программисты создали ИИ для обучения детей: новое слово в образовании

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *