Универсальный список литературы по темам итоговых сочинений в декабре 2021 года
Учебный год только начался, а ученики 11-х классов уже ведут подготовку к ЕГЭ-2022. Самым первым испытанием для ребят станет итоговое сочинение, которое они будут писать в декабре. Времени не так уж и много, поэтому стоит сейчас заняться подготовкой. ФИПИ опубликовал список тем, которые будут раскрываться ребятами в этом учебному году.
Список литературы по темам сочинений в декабре 2021 года
Специалисты отмечают, что есть универсальные произведения, которые помогут ребятам в подготовке к итоговому сочинению по любым направлениям. Сюда входят как произведения из школьной программы по литературе, так и те, которые сейчас не изучаются в школе.
Из школьной литературы
- «Война и мир» Л.Н. Толстой. (Краткое содержание, Анализ. Характеристика Болконского)
- «Капитанская дочка» А.С. Пушкин (Краткое содержание, Характеристика Гринева)
- «Евгений Онегин» А.С. Пушкин (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Онегина)
- «Горе от ума» А.С. Грибоедов (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Чацкого)
- «Мцыри» М.Ю. Лермонтов (Характеристика Мцыри)
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов (Краткое содержание, Характеристика Печорина)
- «Шинель» Н.В. Гоголь (Краткое содержание, Характеристика Башмачкина)
- «Мертвые души» Н.В. Гоголь (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Чичикова, Ноздрева, Манилова)
- «Отцы и дети» И.С. Тургенев (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Базарова, Николая Петровича Кирсанова)
- «Премудрый пискарь» М.Е. Салтыков-Щедрин (Краткое содержание)
- «Обломов» И.А. Гончаров (Краткое содержание, Характеристика Обломова, Штольца)
- «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (Краткое содержание, Характеристика Раскольникова, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, Анализы всех героев., Анализ произведения)
- «На дне» М. Горький (Краткое содержание, Анализ)
- «Гроза» А.Н. Островский (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Катерины)
- «Судьба человека» М.А. Шолохов
- «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков (Краткое содержание, Характеристика Воланда, Иешуа, Понтия Пилата, Азазелло, Маргариты, Мастера)
- «Матренин двор» А.И. Солженицын
- «Студент», «Ионыч» (Краткое содержание. Анализ. Читать рассказ), «Человек в футляре» (Читать рассказ, Характеристика Беликова), «Дама с собачкой»(Читать рассказ), «Смерть чиновника», «Хамелеон» (Читать рассказ) А.П. Чехов
- «Вишневый сад» А.П. Чехов (Краткое содержание, Анализ)
- «Чучело» В.К. Железников
- «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
- «Уроки французского» В.Г. Распутин
- «Обелиск» В.В. Быков (Краткое содержание)
- «Недоросль» Д.И. Фонвизин (Краткое содержание, Анализ)
- «Мы» Е.И. Замятин (Краткое содержание, Характеристика Д-503)
- «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин (Краткое содержание)
Не из школьной программы
- «Одиссея», «Илиала» Гомер
- «Дон Кихот» М. Сервантес
- «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд (Характеристика Дориана Грея)
- «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери (Краткое содержание)
- «1984» Дж. Оруэлл
- «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Мартин Иден» Дж. Лондон (Характеристика Мартина Идена)
- «Три товарища» Э.М. Ремарк
- «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» У. Шекспир
- «Облачный атлас» Д. Митчелл
- Трилогия желания Т. Драйзер (Характеристика Фрэнка Каупервуда)
- «Большие надежды» Ч. Диккенс
- «Ярмарка тщеславия» У. Теккерей (Характеристика Бекки Шарп)
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Позитронный человек» А. Азимов
- «Форрест Гамп» У. Грум
- «Убить пересмешника» Х. Ли
- «Цветы для Элжернона» Д. Киз
- «Колыбель для кошки» К. Воннегут
- «Властелин колец» Дж. Толкин
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- Рассказы О.Генри
ФИПИ опубликовал комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебного года
На старте нового учебного года ФИПИ опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/2022 учебный год, которые были утверждены Советом Минпросвещения России по вопросам проведения итогового сочинения.
Не секрет, что успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/ «не зачет». В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/2022 учебный год:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
- Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
- Преступление и наказание – вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, где особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 года.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие которого со дня рождения отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.