Универсальный список литературы по темам итоговых сочинений в декабре 2021 года

10:04, 04 Сен, 2021
Ирина Орлонская

Учебный год только начался, а ученики 11-х классов уже ведут подготовку к ЕГЭ-2022. Самым первым испытанием для ребят станет итоговое сочинение, которое они будут писать в декабре. Времени не так уж и много, поэтому стоит сейчас заняться подготовкой. ФИПИ опубликовал список тем, которые будут раскрываться ребятами в этом учебному году.

Список литературы по темам сочинений в декабре 2021 года

Специалисты отмечают, что есть универсальные произведения, которые помогут ребятам в подготовке к итоговому сочинению по любым направлениям. Сюда входят как произведения из школьной программы по литературе, так и те, которые сейчас не изучаются в школе.

Из школьной литературы

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. (Краткое содержание, Анализ. Характеристика Болконского)
  2. «Капитанская дочка» А.С. Пушкин (Краткое содержание, Характеристика Гринева)
  3. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Онегина)
  4. «Горе от ума» А.С. Грибоедов (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Чацкого)
  5. «Мцыри» М.Ю. Лермонтов (Характеристика Мцыри)
  6. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов (Краткое содержание, Характеристика Печорина)
  7. «Шинель» Н.В. Гоголь (Краткое содержание, Характеристика Башмачкина)
  8. «Мертвые души» Н.В. Гоголь (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Чичикова, Ноздрева, Манилова)
  9. «Отцы и дети» И.С. Тургенев (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Базарова, Николая Петровича Кирсанова)
  10. «Премудрый пискарь» М.Е. Салтыков-Щедрин (Краткое содержание)
  11. «Обломов» И.А. Гончаров (Краткое содержание, Характеристика Обломова, Штольца)
  12. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (Краткое содержание, Характеристика Раскольникова, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, Анализы всех героев., Анализ произведения)
  13. «На дне» М. Горький (Краткое содержание, Анализ)
  14. «Гроза» А.Н. Островский (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Катерины)
  15. «Судьба человека» М.А. Шолохов
  16. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков (Краткое содержание, Характеристика Воланда, Иешуа, Понтия Пилата, Азазелло, Маргариты, Мастера)
  17. «Матренин двор» А.И. Солженицын
  18. «Студент», «Ионыч» (Краткое содержание. Анализ. Читать рассказ), «Человек в футляре» (Читать рассказ, Характеристика Беликова), «Дама с собачкой»(Читать рассказ), «Смерть чиновника», «Хамелеон» (Читать рассказ) А.П. Чехов
  19. «Вишневый сад» А.П. Чехов (Краткое содержание, Анализ)
  20. «Чучело» В.К. Железников
  21. «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
  22. «Уроки французского» В.Г. Распутин
  23. «Обелиск» В.В. Быков (Краткое содержание)
  24. «Недоросль» Д.И. Фонвизин (Краткое содержание, Анализ)
  25. «Мы» Е.И. Замятин (Краткое содержание, Характеристика Д-503)
  26. «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин (Краткое содержание)

Не из школьной программы

  1. «Одиссея», «Илиала» Гомер
  2. «Дон Кихот» М. Сервантес
  3. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд (Характеристика Дориана Грея)
  4. «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери (Краткое содержание)
  5. «1984» Дж. Оруэлл
  6. «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  7. «Мартин Иден» Дж. Лондон (Характеристика Мартина Идена)
  8. «Три товарища» Э.М. Ремарк
  9. «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» У. Шекспир
  10. «Облачный атлас» Д. Митчелл
  11. Трилогия желания Т. Драйзер (Характеристика Фрэнка Каупервуда)
  12. «Большие надежды» Ч. Диккенс
  13. «Ярмарка тщеславия» У. Теккерей (Характеристика Бекки Шарп)
  14. «Повелитель мух» У. Голдинг
  15. «Позитронный человек» А. Азимов
  16. «Форрест Гамп» У. Грум
  17. «Убить пересмешника» Х. Ли
  18. «Цветы для Элжернона» Д. Киз
  19. «Колыбель для кошки» К. Воннегут
  20. «Властелин колец» Дж. Толкин
  21. «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  22. Рассказы О.Генри

ФИПИ опубликовал комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебного года

На старте нового учебного года ФИПИ опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/2022 учебный год, которые были утверждены Советом Минпросвещения России по вопросам проведения итогового сочинения.

Не секрет, что успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/ «не зачет». В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/2022 учебный год:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

  • Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, где особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 года.

  • Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  • Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие которого со дня рождения отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *