Вопрос ребром: могла ли Россия выиграть войну 1905 года

21:15, 13 Апр, 2024
Алиса Бронская
Источник фото: Аргументы и Факты

120 лет назад, в утро 13 апреля 1904 года, на борту броненосца «Петропавловск» в порту Порт-Артура адмирал Степан Макаров писал письмо своему сыну… А несколько часов спустя «Петропавловск» подорвется на японской мине и погрузится на дно, унося с собой 55-летнего адмирала Макарова, который получил прозвище «последняя легенда Российского Императорского флота». Об этом сообщает издание Аргументы и Факты.

Россия могла бы выиграть войну 1905 года?

120 лет назад, на рассвете 13 апреля 1904 года, на палубе броненосца «Петропавловск» в порту Порт-Артура адмирал Степан Макаров писал послание своему сыну…

Россия могла бы выиграть войну 1905 года?

Источник фото: Аргументы и Факты

«Вадим, ведь идет война жестокая, опасная для Отечества. Не временный перевес противника беспокоит меня. Наш русский флот совершал и более удивительные подвиги. Но я чувствую, будто что-то мешает нам — и мне в том числе… Душа моя в неразберихе, что я прежде не испытывал…».

Через некоторое время «Петропавловск» столкнется с японской миной и утонет, унеся с собой адмирала Макарова, ему исполнилось 55 лет, и его называли «последней легендой Российского Императорского флота». Родился он в семье прапорщика арестантской роты № 11 «Иосифа Фёдоровича Макарова и его законной супруги Елисаветы Андреевны». Степану повезло, что его отец стал прапорщиком за несколько месяцев до его рождения. В противном случае не было бы легенды под названием «Адмирал Макаров». В лучшем случае он стал бы флагманским штурманом. Должность, хоть и значимая — начальник всех штурманов, но флагманский штурман получал лишь скромный чин полковника и не мог продвинуться выше. Кроме того, отец Макарова служил на берегу, что считалось второстепенным среди «истинных моряков».

В 1858 году Степан поступил в Морское училище портов Восточного океана, которое было равнозначно штурманскому корпусу. Такие училища выпускали не мичманов, как Морской кадетский корпус, а прапорщиков корпуса штурманов флота. Хотя их считали «также офицерами», но… «Настоящие флотские» штурманы были презираемы — они были на кораблях почти изгоями.

«Штурманы — презренные, но необходимые для России, понимают свою работу. Поэтому пусть их допускают в кают-компанию и предоставляют шарк. Но во время битвы не пускать их на верхнюю палубу, ибо их ужасный вид смущает бой».

Этот «Указ Петра I», время от времени появляющийся в истории флота, — подделка. Его выдумали в те годы именно для уничтожения штурманов…

Макарову удалось нарушить установленные рамки. В своем дневнике он записал о своих намерениях на святки: прочитать все книги из библиотеки, закончить перевод, повторить материал по разным предметам. Ежедневно он собирался уделить время обучению. Его усердие не осталось незамеченным. В 1864 году Макаров отправился на практическое плавание на корвете «Богатырь» под командованием адмирала Попова. Это было большой честью, но Макаров чувствовал недовольство, опасаясь, что год на корвете лишь заставит его забыть прежние знания. Однако адмирал поддержал его в стремлении к обучению, организуя уроки по астрономии и истории.

Юноша был мотивирован, но понимал, что знания бесполезны, если не применить их на практике. Он сам не мог преодолеть установленных рамок, и только благодаря вмешательству адмирала Попова, который обратился к императору, Макарову было присвоено звание гардемарина флота в 1865 году по ходатайству брата царя, главы Морского министерства, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича. Он был зачислен в Морской кадетский корпус, продолжая свое обучение.

Сомнительное происхождение

Источник фото Аргументы и факты

Однако до получения первого «настоящего» офицерского чина мичмана оставалось лишь два года… Его карьера развивалась медленно, в отличие от других офицеров, которые стремительно продвигались по карьерной лестнице. Макаров же шел своим путем.

Его уникальные способности в области теории и практики морского дела, кораблестроения, океанографии, мастерства управления судном и техники военного флота были несомненно признаны. Его научные статьи публиковались регулярно, а его инновации, например, в области использования минных катеров, успешно внедрялись. Особенно стоит выделить успехи Макарова в радиофикации флота — он первым оценил важность изобретения Александра Попова. Первая в мире радиограмма на дальнее расстояние была отправлена в 1900 году команде ледокола «Ермак» по его инициативе: «Около Лавенсаари оторвало льдину с пятьюдесятью рыбаками. Оказать немедленную помощь в спасении этих людей». И всё это связано с Макаровым, так как первый в мире ледокол «Ермак» был его заслугой, начиная от идеи и заканчивая постройкой.

Если добавить к этому еще и глубокие исследования в области военного дела, например, опубликованные в 1897 году в журнале «Морской сборник» статью «Рассуждения по вопросам морской тактики», можно сказать, что Макаров был образцовым флотоводцем.

Однако называть его флотоводцем можно только с большой осторожностью. К сожалению, до рокового 1904 года Макаров не командовал ни одним из флотов России, и у него не было опыта военного флотоводства. Этому в том числе способствовали его «неправильное» происхождение и «неправильное» обучение. Единственное крупное соединение, которым он командовал, была Средиземноморская эскадра. Макаров провел ее через Суэцкий канал во Владивосток в мае 1895 года. Полугодовой морской переход — дело трудное и даже опасное. Но эскадра не является флотом, а переход — не сражение.

Очень часто слышно утверждение о том, что если бы адмирал не погиб в трагических обстоятельствах, то Россия смогла бы одержать победу в войне с Японией. Это пример классической путаницы между причиной и следствием.

Возможно, Россия действительно могла бы победить в этой войне, если бы внимательно выслушала предупреждения адмирала Макарова. Когда он привел Средиземноморскую эскадру во Владивосток и вернулся в Кронштадт, он составил доклад, предвещавший неизбежность войны и предупреждавший о возможном нападении японцев на наш флот. Однако этот доклад был проигнорирован и убран в архив.

В 1900 году Макаров, беспокоясь из-за медленного темпа строительства крепости в Порт-Артуре, писал:

«Падение Порт-Артура будет серьезным ударом по нашему положению на Дальнем Востоке. Флот неизбежно придется отступить к Владивостоку, потеряв свою главную базу, и практически отказаться от активных действий. Чтобы этого избежать, Порт-Артур должен быть укреплен до неприступности».

Но это предупреждение было проигнорировано, и к 1904 году было выполнено всего лишь 20% общего объема работ.

Какой ценой пришлось платить

Источник фото:Аргументы и факты

В 1903 году Макаров направляет следующую докладную записку, утверждая, что Россия отстает в строительстве военного флота по сравнению с Японией. Его предупреждения проигнорировали. В это же время министр финансов Сергей Витте заявил, что программу новых кораблей необходимо свернуть из-за отсутствия необходимости:

«Япония из-за финансовых трудностей не сможет закончить строительство новых кораблей до 1908 года».

Макаров в письме другу, гидрографу Фердинанду Врангелю, выражает свою тревогу относительно возможной войны с Японией:

«Меня не отправят, пока не произойдет там беда; наше положение там крайне неблагоприятно».

Даже после того, как русскую эскадру атаковали в Порт-Артуре, были шансы исправить ситуацию. Макаров, только что назначенный командующим Тихоокеанской эскадрой, требует, чтобы отряд контр-адмирала Вирениуса из Красного моря получил приказ отправиться в Тихий океан. Он также требует перебросить 8 миноносцев на Дальний Восток по железной дороге. Однако ни одного миноносца не было переброшено, а отряд Вирениуса получил приказ вернуться в Кронштадт…

Как развивались события дальше и чем всё закончилось, мы знаем очень хорошо. Но у знаний этих очень высокая цена.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *