Вызовы для наращивания экспорта удобрений – что может помешать России

Россия, оставаясь одним из ведущих мировых игроков на рынке минеральных удобрений, планирует к 2030 г. существенно нарастить объемы их производства. Основной акцент при этом сделан на экспорт, поскольку внутреннее потребление составляет лишь 20% от общего объема, а оставшаяся продукция поставляется за рубеж. На этом фоне эксперты обращают внимание на возможные трудности с логистической инфраструктурой, которая может не справиться с растущими объемами отгрузок, сообщает forbes.ru.
Перспективы роста производства и экспорта удобрений
Согласно исследованию консалтинговой компании «Имплемента», в ближайшие годы в стране возможно увеличение выпуска удобрений от 15 до 27 млн тонн, прежде всего за счет карбамида и хлористого калия. Крупнейшие отечественные производители — «Еврохим», «Акрон», а также ряд других компаний — уже ведут реализацию масштабных проектов по строительству и расширению производств. В частности, ожидается ввод в эксплуатацию второй очереди Усольского калийного комбината и запуск новых мощностей в Кингисеппе и Буденновске.
Читайте по теме: удобрения из России и Белоруссии «обложили» — в ЕС утвердили повышение пошлин
Ассоциация производителей удобрений также подтверждает курс на рост: в 2024 г. Россия достигла рекордных показателей по производству и экспорту минеральных удобрений, соответственно 63 и 42 млн тонн. До конца десятилетия планируется довести выпуск до 80 миллионов тонн, из которых до 58 млн т пойдут на внешние рынки. Такие масштабы потребуют значительных инвестиций — порядка 2 трлн рублей на развитие производственных мощностей.
Перспективные рынки для удобрений из России
На фоне планов по масштабному увеличению производства минеральных удобрений в России эксперты уверены, что отечественная продукция найдет стабильный спрос на мировом рынке. Прогнозы международных и российских аналитиков указывают на устойчивый рост потребления удобрений в ближайшие годы. Основными драйверами этого процесса выступают государства Латинской Америки, Южной Азии и Африки, где стремительное развитие агросектора требует увеличения объемов минерального питания для сельхозкультур.
По оценке «Имплементы», к 2030 г. глобальный рынок минеральных удобрений может вырасти на 11% и достичь 227 млн тонн. Этот рост обеспечивается в первую очередь за счет демографического прироста и интенсификации сельского хозяйства, что в среднем дает ежегодный прирост спроса на уровне 1–1,5%. Аналогичные оценки приводит и Российская ассоциация производителей удобрений, прогнозируя спрос в пределах 220–224 млн тонн по пересчету на 100% действующего вещества.
Дополнительные факторы, поддерживающие развитие отрасли, связаны с сокращением площадей пригодных для земледелия, ухудшением качества почв и активным субсидированием аграрного сектора в странах с высокой долей сельского населения. Эти обстоятельства отражены в исследовании американской компании MarketsandMarkets, которое также указывает на важную роль государственного регулирования в стимулировании использования удобрений, особенно в Индии, Китае и США.
Для увеличения экспорта России не хватает транспорта
Увеличение объемов экспорта российских минеральных удобрений к 2030 г. может столкнуться с ограничениями, связанными с портовой и железнодорожной инфраструктурой. Несмотря на позитивные прогнозы в отношении мирового спроса, эксперты указывают на потенциальный дефицит пропускной способности перевалочных мощностей, особенно на западных направлениях.
Согласно анализу «Имплементы», к началу следующего десятилетия порты Балтийского бассейна могут не справиться с растущими объемами, и дефицит перевалки может составить до 22 млн тонн в год. В Азово-Черноморском регионе он может достичь 5 млн тонн. В Арктическом направлении, напротив, прогнозируется профицит в размере 4 млн тонн, однако географическая отдаленность от основных производителей делает этот маршрут малопривлекательным. При этом ожидается, что общее увеличение перевалочных мощностей в западных портах достигнет около трети — до 90 млн тонн, но темпы реализации проектов остаются неравномерными.
Часть аналитиков выражает уверенность, что существующих и строящихся терминалов будет достаточно, особенно с учетом текущей загрузки портов, оцениваемой на уровне 80–85%. Ожидается, что строительство новых объектов, в том числе терминалов в Усть-Луге и Тамани, позволит обеспечить нужды экспортеров. Компании «Еврохим» и «Тольяттиазот» активно инвестируют в развитие собственных портовых мощностей, рассчитывая на рост поставок на ключевые рынки — в Бразилию, Китай, Индию и страны Африки. Прогнозируемая к 2030 г. загрузка терминалов оценивается на уровне 60–65%, что специалисты считают комфортным уровнем.
Однако одной портовой инфраструктуры для устойчивого экспорта недостаточно. Существенное значение имеет состояние железнодорожной сети, связывающей производственные предприятия с припортовыми терминалами. В исследовании «Имплементы» подчеркивается, что рост перевозок удобрений может натолкнуться на ограниченные ресурсы железнодорожной системы, уже загруженной поставками угля, нефти и других грузов. Приоритетные направления развития инфраструктуры, такие как северо-западные подходы к портам, в последние годы подверглись значительному сокращению финансирования.
По информации, озвученной экспертами, инвестиции в железнодорожные проекты в регионе Балтики могут быть урезаны почти в 10 раз — с 1,2 трлн до 120 млрд рублей. Аналогичное сокращение планируется и по Азово-Черноморскому направлению. Это может привести к ситуации, когда портовые мощности будут формально построены, но использоваться в неполном объеме из-за недостатка транспортных коридоров для доставки грузов.
Среди профессионального сообщества мнения по этому поводу разделились. Одни указывают на возможный повтор негативного опыта угольной отрасли, где избыточные терминальные мощности остались незагруженными. Другие считают, что смещение угольных потоков в сторону восточных портов, благодаря расширению Восточного полигона, освободит мощности в Балтийском регионе. Эти ресурсы смогут быть оперативно переориентированы под перевалку удобрений.
Российские железные дороги в свою очередь заявляют о проведении мероприятий по перепрофилированию портовых терминалов под наиболее востребованные на внешнем рынке грузы, к которым относятся минеральные удобрения. При этом производители уверяют, что на текущем этапе у них имеются устойчивые логистические стратегии, позволяющие избегать серьезных затруднений при транспортировке продукции в экспортном направлении.
Ранее на pronedra.ru писали, что начинаются полевые испытания – «Русал» тестирует новое кремниевое удобрение