Нейросети в школьной системе: эксперт Зубченко рассказала, как использовать ИИ для роста детей, а не для списывания

Эксперт Натэла Зубченко делится советами по использованию ИИ в образовании, чтобы дети развивались, а не просто копировали готовые ответы.
С развитием технологий и внедрением искусственного интеллекта в образовательный процесс российские школы сталкиваются с множеством вопросов. Одним из них является, как обучить детей эффективно пользоваться нейросетями так, чтобы они не просто копировали готовые ответы, а развивались и обучались. Продюсер-стратег Натэла Зубченко рассказала как справиться с вызовом времени.
Влияние ИИ на образовательный процесс
Проект «Московская электронная школа», охватывающий три миллиона участников, уже активно использует технологии ИИ, включая автоматизированную проверку домашних заданий. В то время как многие видят в этом угрозу, профессионалы начинают понимать, что бросать вызов прогрессу нецелесообразно. Вспоминая прошлое, можно отметить, как на калькуляторы смотрели прежде, считая, что они уничтожат навыки вычислений. Однако школа нашла способ правильно использовать этот инструмент.
Также читайте: Как нейросети меняют повседневную жизнь: гид по самым полезным ИИ-сервисам 2025 года
Методика применения ИИ в школах
Современные педагоги меняют подход к заданиям, прося учеников не просто сконструировать готовый ответ, а показать весь процесс работы. Один из интересных методов — предложить ребенку сгенерировать эссе с помощью нейросети и затем проанализировать его на ошибки и недочеты. Этот метод не только помогает сделать ученика более критичным к информации, полученной от ИИ, но и развивает навыки самостоятельного мышления.
Педагоги подчеркивают, что важно фиксировать не только результаты, но и сам процесс, чтобы избежать обмана. Необходимо уметь оценить уровень понимания темы, иначе использование ИИ приведет лишь к копированию информации.
Подходы для разных возрастов
Эксперт отмечает, что важно адаптировать методы работы с ИИ в зависимости от возраста ребенка. Для малышей можно представлять ИИ как умного помощника, который облегчает выполнение заданий. Важно установить четкие границы: нейросеть не должна выполнять работу за ученика, ее задача — помочь и ускорить процесс.
Для детей младшего школьного возраста рекомендации включают:
- проверку правописания и пунктуации;
- создание примеров для лучшего понимания отдельных тем;
- объяснение алгоритмов и решение задач шаг за шагом.
Ученикам средней и старшей школы можно предложить более сложные задачи, которые требуют аналитического мышления. Например, при написании эссе они могут использовать ИИ для создания структуры, но не для написания текста, а затем попросить проверить текст на ошибки. Даже после написания текста нейросетью, ученик должен самостоятельно перепроверить достоверность информации: сверить даты и факты, переписать своими словами с найденных источников. Таким образом у него откладываются новые познания.
Путь к успеху: правила использования ИИ
Для успешного использования ИИ в образовательном процессе Зубченко предлагает несколько универсальных рекомендаций:
- честность: если использовались материалы от ИИ, это должно быть указано. Прозрачность — залог доверия;
- понимание темы: ребенок должен быть способен объяснить материал простыми словами, иначе он просто скопировал информацию;
- тройное «почему»: после получения ответа от ИИ следует задавать три уточняющих вопроса, что поможет развить критическое мышление и углубить понимание.
Таким образом, использование нейросетей в обучении может ощутимо обогатить образовательный процесс при условии, что педагог и ученик будут работать вместе на достижение результатов. Натэла Зубченко сравнивает ИИ с велосипедом: он помогает добиться скорейших результатов, но основная работа всегда остается за учащимся. Важно научиться «ездить» самостоятельно, а ИИ — это лишь вспомогательный инструмент на этом пути. Обучая детей использовать ИИ эффективно, мы формируем новое поколение, способное критически мыслить и адаптироваться к современным вызовам.
Ранее на сайте «Пронедра» писали На грани науки: нейросеть запускает процесс омоложения с помощью стволовых клеток