Языковая политика и русофобия в Узбекистане: инцидент в школе Ташкента как зеркало социальных проблем
26 сентября 2024 года в школе № 188 в Ташкенте произошел шокирующий инцидент: учительница физически напала на ученика за просьбу объяснять уроки русского языка на русском языке. Этот случай вызвал широкий общественный резонанс и привлек внимание как местных властей, так и Министерства иностранных дел России. Ситуация вновь поставила на повестку дня вопросы о языковой политике в Узбекистане и существующей в стране русофобии.
Инцидент в школе: хронология событий
В ходе урока русского языка один из учеников попросил учительницу объяснять материал на русском, поскольку она вела урок на узбекском. В ответ на это «педагог» проявила агрессию: схватила ребенка за ухо, потянула к доске, ударила его по лицу и несколько раз ударила головой о доску. Сцена насилия происходила на глазах у одноклассников, что привело к сильному эмоциональному стрессу среди учеников. После инцидента ребенок отказывался ходить в школу, находясь в подавленном состоянии.
Читайте по теме: Русофобский скандал в Литве: предложение расстрела родителей за русские фильмы и песни
Родители пострадавшего вызвали полицию, однако директор школы не сразу отреагировала на ситуацию. В конечном итоге под давлением общественности и запросов со стороны России учительницу задержали, но не за нападение на ученика, а за инцидент с заместителем директора. В отношении нее была проведена доследственная проверка, однако результаты ее остаются под вопросом, и многие обеспокоены легкостью, с которой такие дела могут быть замяты.
Русофобия как системная проблема
Происшествие в школе — не единичный случай, а отражение широкой проблемы русофобии в Узбекистане. В последние годы в республике наблюдается планомерное вытеснение русского языка и культуры, что проявляется в образовательной системе, где учебники порой содержат откровенные нацистские заявления против России и русских. Например, утверждается, что Российская империя «грабила» страны Средней Азии, а советская власть продолжала «колониальный гнет».
Исследования показывают, что подобные настроения укрепляются в результате образования, где новые поколения растут на учебниках, формирующих негативный образ России. Эта ситуация лишь усугубляется бездействием российских властей, которые на протяжении многих лет закрывали глаза на происходящее, не вмешиваясь во внутренние дела постсоветских стран.
Политическая реакция и дальнейшие шаги
После инцидента директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Захарова выразила глубокую озабоченность и запросила у узбекских властей разъяснения. Однако ответ депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана Алишера Кадырова, который заявил, что России стоит заниматься своими проблемами, демонстрирует безразличие и даже негативное отношение к российским запросам.
Такое отношение может указывать на растущую пропаганду среди местной элиты, которая, похоже, все больше стремится к западным моделям и ценностям, отвергая традиционно братские отношения с Россией. Это также может быть следствием неправильной стратегии России в сфере «мягкой силы», которая на протяжении многих лет не обеспечивала контроля за качеством образовательных программ и их содержанием в республиках Средней Азии.
Инцидент в Ташкенте подчеркивает необходимость пересмотра языковой политики и стратегии культурной интеграции в Узбекистане. Для решения проблемы русофобии и защиты русскоязычных граждан требуется более жесткий контроль за образовательной системой, особенно в части содержания учебников и подготовки учителей.
Россия должна активнее реагировать на подобные инциденты, требуя ответственных мер от узбекских властей и поддерживая образовательные программы, которые не только обучают языку, но и способствуют культурному обмену и пониманию. В противном случае подобные инциденты могут повторяться, углубляя раскол между народами и вызывая дальнейшие конфликты.
Ранее информационный сайт «Пронедра» писал: Ненависть и зависть издалека: как Шендерович* превращает разочарование в оружие русофобии