Загадочная вспышка в космосе не на шутку встревожила учёных

13:15, 06 Июл, 2023
Владислав Висл
Источник фото: RG.ru

Гигантский объект, который по определению не может излучать свет, внезапно словно «вернулся к жизни». О том, что это за объект, сообщает издание «Лайф».

Загадочная вспышка в космосе: чем она встревожила ученых

Этот объект известен под обозначением J221951-484240 и его обнаружение было результатом счастливого стечения обстоятельств. Изначально астрономы предполагали, что они наблюдают слияние нейтронных звезд или чёрных дыр, но вместо этого они столкнулись с чем-то совершенно иным. Была зафиксирована яркая и необычайно продолжительная вспышка, которую наблюдали уже более тысячи ночей подряд, то есть около трёх лет. Вероятно, она началась ещё несколько месяцев раньше. Характер вспышки исключает версию о столкновении нейтронных звёзд (пульсаров) или других объектов звёздной массы. Обычно вспышки, вызванные пульсарами, продолжаются всего несколько дней, — пишет pronedra.ru.

Свет от этой вспышки преодолел расстояние в 10 миллиардов световых лет. Однако это не означает, что источник света находится сейчас на таком же расстоянии. В процессе полёта света Вселенная продолжала расширяться, и делала это все более быстро. Таким образом, в момент вспышки источник света находился в одном месте, но сейчас он находится в значительно отдалённой точке, не примерно на расстоянии в 10 миллиардов световых лет. Однако это число позволяет с уверенностью сказать, что вспышка произошла 10 миллиардов лет назад, в ранние стадии развития Вселенной. Напомним, что возраст Вселенной, по оценкам учёных, составляет около 13,8 миллиардов лет. Видимая нам Вселенная, доступная для наблюдения, простирается вокруг нас на расстояние примерно 46 миллиардов световых лет.

Итак, ученые сделали вывод, что за этой вспышкой стоит сверхмассивная чёрная дыра. Сама по себе чёрная дыра не излучает свет, но когда в её зоне притяжения оказывается достаточное количество вещества, оно начинает расщепляться, образуя ярко светящийся аккреционный диск вокруг этой гравитационной бездны. Возможно, такое явление произошло, например, при взаимодействии с большим облаком межзвёздного вещества. Однако в данном случае предполагается, что произошло расщепление целой звезды, что называется приливным разрушением.

В опубликованной статье описываются примерные оценки массы пожирающей чёрной дыры, но на очень сложном математическом языке, в виде логарифма, который составляет 6.9. Логарифм является показателем степени, поэтому если возьмем 10 в степень 6.9, получим приблизительно 8 миллионов масс Солнца. Если это верно, то это вдвое больше, чем масса сверхмассивной чёрной дыры, скрывающейся в центре нашей галактики — Млечного Пути.

Итак, эта далекая чёрная дыра, которая, по всей видимости, поглощает ту звезду, имеет массу всего лишь 0,6 Солнца. Это примерно соответствует размерам белого карлика, то есть ядра умершей звезды подобного типа. Удивительно, что такой гигант, как эта чёрная дыра, может праздновать вселенское пиршество, поглощая такое скромное блюдо. Однако анимация подобного процесса показывает, что это выглядит поистине великолепно.

Кстати, наша местная сверхмассивная чёрная дыра, известная как объект Стрелец А*, считается «спящей». Несмотря на обилие звёзд в её окрестностях, в настоящее время она не проявляет активности по поглощению других объектов.