Загадочные источники тепла на двух карликовых планетах: новые находки телескопа Webb

19:00, 28 Фев, 2024
Евгения Комарова
Источник фото: triptonkosti.ru

На самых отдаленных окраинах Солнечной системы два карликовых мира, кажется, скрывают тайны, являющиеся следами загадочных процессов и, возможно, намеками на потенциальные зоны обитаемости. Как показали данные телескопа Webb, на этих планетах присутствуют источники тепла. Их природа остается загадкой, сообщает Life.ru.

Открытия на задворках системы

Эрида, первооткрывательница этого дуэта, сыграла ключевую роль в изменении статуса Плутона, столкнув его с понижением в 2006 году. Открытая в 2003 году, изначально её рассматривали как десятую планету Солнечной системы, но по мере изучения пришлось пересмотреть свою точку зрения. По размерам она близка к Плутону, имея диаметр около 2300 километров, что в 1,5 раза меньше диаметра Луны. Орбита Эриды чрезвычайно вытянута, при афелии она отдаляется от Солнца почти на вдвое большее расстояние, чем Плутон.

Позднее, в 2004 году, астрономы обнаружили за Нептуном удивительно формированную планетку Хаумеа, а в 2005 году — Макемаке, с диаметром около 1500 километров. С добавлением нескольких карликовых планет, орбиты которых простираются за Нептуном, ученые пришли к выводу, что при таких размерах и орбитах их трудно отнести к классическим планетам. Это изменило наше представление о Солнечной системе, сделав её более разнообразной и захватывающей.

Обратив внимание на Эриду, ученые заметили, что её поверхность яркая и отражает свет. Дальнейший анализ спектра, позволил установить, что на поверхности этого удаленного мира присутствует метановый снег. Также аналогичные выводы сделаны относительно Макемаке, за исключением некоторых темных участков. Температура на поверхности обоих этих объектов находится ниже -250 градусов Цельсия.

Задача заключается в выяснении происхождения этого метана. Возможно, он образовался в результате химических реакций во время формирования этих планет. Или его образование связано с процессами, происходящими в настоящее время или, по крайней мере, когда-то происходившими. В обоих случаях требуется тепло, приводят журналисты pronedra.ru объяснения ученых. Специалисты отмечают, что метан, образующийся в этих двух сценариях, различен по соотношению изотопов водорода. В «первородном» метане содержится значительное количество тяжелого водорода — дейтерия, что можно определить из спектра отраженного света.

О чем могут говорить загадочные источники тепла

Недавний детальный анализ снимков Эриды и Макемаке, сделанных космическим телескопом James Webb, позволил космохимикам вынести свой вердикт. В метане обоих карликовых миров содержится небольшое количество дейтерия. Исследователи предполагают, что это термогенный метан, который образуется при высоких температурах. Возникает вопрос, откуда взялась высокая температура. Солнце, даже смотрящее на них с небес, представляется всего лишь яркой звездой. И если предположить геологическую активность, то для Макемаке она кажется недостаточной. Поэтому исследователи предполагают, что тепло внутри обоих этих миров генерируется за счет радиоактивного распада в их ядрах. Это называется радиогенным теплом. В случае его наличия внутренний источник энергии может обеспечить условия для таяния льда в глубинах Эриды и Макемаке. Даже возможно, что это тепло создает условия для гидротермальных источников, в которых, согласно мнению многих ученых, зародилась жизнь на Земле.

Интересно, что аналогичные предположения о радиоактивности высказываются в отношении Плутона. Это заставляет задуматься: если у планеты есть внутренний источник энергии, то, в общем-то, она не нуждается в Солнце для создания и поддержания условий для жизни.