Закроют ли для российской нефти путь через Датские проливы
Датские проливы, которые соединяют Северное и Балтийское моря, представляют собой одно из самых узких участков в мире для грузового транзита, и возможность их блокировки вызывает серьезные обеспокоенности. Однако, согласно исследованию, Института развития технологий ТЭК, планируется ограничение не для всего торгового трафика, а только для российского нефтяного экспорта. Предполагается, что оно может быть обусловлено нарушениями в области безопасности танкеров или отсутствием европейской страховки, сообщает ИРТТЭК.
Чем грозит закрытие Датских проливов
Датские, также известные как Балтийские, проливы представляют собой систему водных путей, соединяющих Северное и Балтийское моря. Эти проливы разделяют Скандинавский полуостров и полуостров Ютландия, на котором расположена Дания. На западе Ютландию омывает Северное море, на севере находится пролив Скагеррак, на востоке протекают проливы Каттегат и Эресунн (Зунд), а на юго-востоке примыкает Балтийское море.
Эксперты подчеркивают, что в случае закрытия Датских проливов для транзита российской нефти, ожидается существенное нарушение поставок сельскохозяйственных товаров, таких как удобрения и зерно, из региона Балтийского моря. Это может привести к подорожанию продовольствия и усилению проблем с его доступностью, особенно в странах с развивающейся экономикой.
Однако, особое внимание следует уделить глобальной энергетической безопасности. Исследование подчеркивает, что такие ограничения могут привести к полной приостановке экспорта российских углеводородов и угля через балтийский морской маршрут. Это в свою очередь создает риск дефицита и роста цен на энергоресурсы в мире, сообщают журналисты pronedra.ru. Такое положение заставит Россию ускорить перенаправление своего энергетического экспорта на другие маршруты. Однако из-за логистических ограничений этот процесс может занять время.
Новые ограничения – новые стимулы для развития России
Закрытие Датских проливов может также способствовать активизации альтернативных торговых маршрутов. Это даст импульс проекту международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг». Тем не менее, эксперты отмечают, что из-за логистических сложностей этот маршрут может оказаться недостаточно эффективным для переориентации экспорта энергоресурсов. Также возникает риск транзитной зависимости от Ирана. Он может оказаться непредсказуемым партнером, несмотря на свою «дружественность».
Подобное ограничение также представляет для России возможность усилить экономическую целесообразность развития Северного морского пути (СМП) и реализации проекта порта в Мурманске, с перенаправлением транспортных потоков с балтийского направления. Специалисты приходят к выводу, что Севморпуть выглядит как более надежный маршрут. Кроме того, за прохождение по СМП не требуется платить, и нет необходимости оформления дополнительных документов при пересечении границ других стран. Но следует отметить, что перенаправление существенных объемов нефти из балтийских портов на Севморпуть потребует значительного времени — не менее нескольких лет. Более того, важно учитывать, что необходимость в ледокольной проводке может значительно удорожить этот логистический путь.