Арктика против Аляски – СПГ из России и США смогут посоревноваться

США с Японией приблизились к достижению соглашения о запуске проекта по производству СПГ на Аляске. Предполагаемое строительство завода Alaska LNG вновь оказалось в центре внимания на фоне заявлений президента США Дональда Трампа, подвтердившего активные переговоры с японской стороной. Участие Токио способно придать инициативе реальный импульс, сообщает rg.ru.
СПГ-производство на Аляске как конкурент России
Проект завода на юге Аляски оценивается в 40 млрд долларов и обсуждается с 2010-х. Однако только сейчас, при участии японских партнеров, он получил шансы на практическую реализацию. Географическое расположение будущего предприятия считается одним из его главных преимуществ. Отсутствие необходимости прохождения Панамского канала, а также близость к ключевым рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона — Японии, Южной Корее, Китаю и Тайваню — значительно снижают логистические издержки. При этом поставки смогут осуществляться на обычных СПГ-танкерах, поскольку регион южной Аляски не подвержен зимнему обледенению благодаря теплому течению.
Читайте по теме: мировые поставки СПГ будут расти в 2026 году – прогнозы МЭА
Завод на Аляске может составить конкуренцию российским проектам по производству СПГ в Арктике, особенно в случае дальнейших ограничений на доступ к европейскому рынку. Уже сейчас «Арктик СПГ-2», несмотря на завершение строительства двух линий, испытывает трудности со сбытом из-за дефицита газовозов ледового класса Arc7. А проект «Арктик СПГ-1» находится в стадии разработки и также оказался под санкциями США.
Перспективы новых СПГ-проектов США
В то же время у американского проекта сохраняются и слабые стороны. Высокая стоимость реализации, протяженность необходимого газопровода в 1300 км и экологические протесты — все это может отразиться на сроках и экономике проекта. Также остаются юридические и политические риски, связанные с возможной сменой администрации в Вашингтоне после окончания президентского срока Трампа.
По оценкам российских экспертов, включая представителей нефтегазовой отрасли, американский СПГ будет существенно дороже, чем газ с катарских и некоторых других азиатских проектов. При этом себестоимость поставок из России в Азию тоже может вырасти, если не будет обеспечено круглогодичное судоходство по восточной части Северного морского пути. В случае вынужденного обхода через Суэцкий канал логистика станет заметно дороже.
Несмотря на потенциальную конкуренцию, специалисты считают, что при устойчивом росте спроса на газ в АТР, особенно в случае масштабного отказа от угля, места на рынке хватит всем. При этом развитие логистических возможностей России по экспорту СПГ в восточном направлении должно рассматриваться как стратегический приоритет вне зависимости от того, будет ли построен завод на Аляске.
Ранее на pronedra.ru писали, что Европа продолжает наращивать закупки СПГ