Что будет, если Землю засосет в черную дыру, может ли это случиться

02:37, 03 Июл, 2022
Марина Онегина
Источник фото: newsweek.com

Черная дыра всегда вызывала неподдельный интерес как у простого обывателя, так и у любого ученого. Своей загадочностью она и манит, и пугает одновременно. Наверняка, каждый из нас хотя бы однажды задавался вопросом, может ли в эту дыру засосать Землю. А если это произойдет, что будет? Какова вероятность, что наша планета будет поглощена, сообщает newsweek.com.

Черной дырой называется область пространства с мощнейшей гравитацией. Ее сила настолько велика, что даже свет не в нее не проникает. Как же близко должна быть эта область, чтобы на что-то повлиять?

Может ли черная дыра поглотить Землю

В еженедельном журнале Newsweek опубликовали статью с комментариями экспертов по вопросу вероятности поглощения Земли черной дырой. Они исключают эту возможность, отмечая, что шансы столкновения нашей планеты с этой областью до того, как она будет поглощена Солнцем (по прогнозам, примерно через 5 миллиардов лет) – нулевые.

«Начнем с того, что космическое пространство неспроста так называется. Средняя плотность светящегося вещества во Вселенной составляет порядка одного протона на кубический метр. В галактике и Солнечной системе плотность значительно выше, но все равно практически отсутствует. Объекты, которые мы считаем «большими и плотными», во Вселенной довольно редки: это планеты, звезды и связанные с ними остатки – белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры», – сказал профессор физического факультета Университета Род-Айленда Дуг Гобьель (Doug Gobielle).

Правда, в нашей галактике невероятное количество звезд, и они встречаются между собой крайне редко, ведь между объектами достаточно огромное пространство, говорит Джонатан Зрак, доцент кафедры физики и астрономии Университета Клемсона.

«Если не брать в расчет сверхразвитую цивилизацию с практически неограниченными ресурсами и энергией, которая намеренно «запустит» черную дыру в Солнечную систему, такое столкновение настолько маловероятно, что практически равно к нулю. Мы же обычно не переживаем о звездах, проходящих через Солнечную систему, так что это можно экстраполировать и на остальные объекты в галактике. Время от времени звезды подходят достаточно близко и выбивают несколько комет из самых дальних оконечностей Солнечной системы, так называемого Облака Оорта, – это сказывается их гравитационное воздействие на Солнечную систему. Наверняка то же самое будет и с черными дырами и другими компактными массами, которые блуждают за пределами Солнечной системы», – заметил Дуг Гобьель.

Представляют ли опасность «ближние» черные дыры

Эксперты полагают, что опасность не исходит даже от «ближайших» черных дыр. Слишком дальнее расстояние, поэтому они на нашу Землю не повлияют. Одна из «ближних» дыр — V616 Monocerotis. Она находится на расстоянии более 3 000 световых лет.

«Даже если черная дыра поглотит свою звезду-близнеца, ее массы не хватит ни на что иное, кроме нескольких вспышек радиации, – подчеркнул Гобьель. – На таком расстоянии от Земли мы вообще заметим это лишь с помощью мощных инструментов. А воздействие на Землю и вовсе будет нулевым».

Черные дыры бывают:

1 – звездными: они «тяжелее» Солнца.

2 – сверхмассивными: они весят миллионы-миллиарды Солнц.

Бетельгейзе – вторая по яркости в созвездии Ориона звезда, из которой теоретически может образоваться черная дыра. В ближайшие 10 000 лет она произведет свехновую звезду. Ее расстояние до Земли составляет около 500 световых лет, и даже если она преобразуется в черную дыру, все равно не будет опасной для нашей планеты.

На каком расстоянии от Земли должна находится черная дыра, чтобы на что-то повлиять

«Хотя пропустить сверхмассивную черную дыру или даже черную дыру промежуточной массы где-нибудь рядом с Солнечной системой будет непросто, не заметить черную дыру звездной массы на подступах к Солнечной системе вполне возможно. Но даже большая черная дыра звездной массы, скажем, в 30 солнечных масс, должна быть ближе Нептуна (а это почти в 30 раз дальше, чем от Земли до Солнца), чтобы оказать хоть какое-то гравитационное воздействие на Землю, и примерно на расстоянии Юпитера (примерно впятеро дальше, чем от Земли до Солнца), чтобы притягивать Землю с силой, примерно равной солнечной гравитации», – сказал Дуг Гобьель.

Черна дыра – это «всесильный космический пылесос», засасывающий все, что попадается на пути. Так считают многие ученые, но с ними не совсем согласен Дуг Гобьель.

«Вообще говоря, черные дыры поглощают материю ужасно плохо. Ответ на вопрос, почему черные дыры до сих пор не поглотили Вселенную, – в том, что они в большинстве случаев крайне неэффективны и плохо растут».

Что будет, если вдруг Землю засосет черная дыра

Если черная дыра приблизится к Земле на расстояние, которое меньше, чем до Луны, то планеты разорвет на части от гравитации.

«Земля лишится атмосферы и океанов, а расплавленный металл хлынет из земной мантии в космос», – сказал доцент кафедры физики и астрономии Университета Клемсона Джонатан Зрейк (Jonathan Zrake).

Обломки Земли окажутся на орбите вокруг дыры, будут испарены в ионизированный газ, из которого образуется кольцо материала – аккреционный диск, и его большая часть поглотиться в считанные дни.

«Высвободившаяся энергия погонит в космос мощные потоки плазмы – одно из четырех основных состояний материи – и даст высокоэнергетическое излучение. Астрономы с ближайших планет наверняка заметят вспышку радиации», – сказал он.

Однако вряд ли это произойдет. Скорее, даже если черная дыра окажется слишком близко, она повлияет определенным образом на планету, но не поглотит ее. Опасность в ее влиянии на земную орбиту: может измениться климат или начнут происходить столкновения с астероидами, кометами, спутниками.

«Жизнь на Земле наверняка устоит, но человечество и большинство многоклеточных видов на Земле едва ли выживут», – заключил Дуг Гобьель.