Чудесная парта Эрисмана «прожила долгую увлекательную жизнь»

22:24, 04 Июн, 2021

Выражение «парта Эрисмана» давно стало нарицательным — так называют самую грамотную мебель для классных комнат и домашнего кабинета школьника. Для тех, кто пока не понял, о чем речь, дадим подсказку — это школьная парта с откидывающейся крышкой и наглухо вмонтированной в нее скамьей на двоих. Подобную мебель в классах можно увидеть в советских фильмах, вплоть до 1980-х.

Кто такой Эрисман? Врач-окулист, родившийся и воспитывавшийся в Швейцарии, но работавший и много сделавший для российской науки в конце девятнадцатого века. Это было время, когда повсеместно открывались школы, и образование перестало было прерогативой высшего сословия.

Доктор Эрисман по роду службы начал отмечать явную тенденцию: зрения школьников упорно садится по мере взросления. Если в первый класс ребенок шел со зрением 1, то выпускался он зачастую близоруким. В чем причина?

Идея Эрисмана помогала сохранять зрение детям

В России, куда переехал доктор-окулист Федор Федорович Эрисман (Фридрих Гульдрейх по рождению) они с женой приятно удивились педагогическому буму. После крестьянской реформы 1861 года обилие народных школ было замечательным явлением, но не было самого главного — методики. И мебели. Школьники занимались за столами, сидели на стульях или скамьях — кто во что горазд, никакой унификации или заботы о комфортном многочасовом времяпрепровождении детей.

Супруга Эрисмана — Надежда Суслова — в Швейцарии тоже училась медицине, а в России стала первой женщиной-врачом. Для нашей страны это было в новинку. Переехав в Россию, супруги открыли офтальмологическую клинику, а наблюдения за пациентами школьного возраста привели Федора Федоровича к идее создать правильную школьную мебель — парту.

Школьная парта Эрисмана: история создания культовой мебели

В 1870 году Эрисман опубликовал свою работу «О влиянии школы на происхождение близорукости», предложив тут же решение проблемы — школьную парту инновационной конструкции. Ее так и назвали — парта Эрисмана, скреплённые между собой скамьи и стол. И обязательно вот что:

  • Столешница наклонена: ребенок, сидя ровно, видит книги и тетради под прямым углом,
  • скамейка заходит за край стола,
  • спинка поддерживает поясницу,
  • подставка — естественный упор ногам.

Царь Александр II впечатлился мудростью швейцарца и приказал устанавливать парты его имени во всех школах. Конструкция была простая, но действенная: ученик не мог ни отклониться от стола, ни ссутулиться за ним. Сидеть можно было только в одном положении, но благодаря эргономическим расчётам это было удобно. Кстати, парты изготавливали в четырех размерах, было удобно всем.

Как парту Эрисмана прокачивали

Решив проблему грамотной и эргономичной мебели для народных школ, преподаватели пожаловались, что такие одноместные рабочие столы были дороги в производстве и занимали много места. Требовались большие классы, чтобы усадить всех учеников.

Всего лишь 15 лет спустя проблему решил Пётр Коротков — педагог, сосланный за Урал и нашедший себя в учительстве. Он придумал сделать парту двухместной и попутно «прокачал», добавив пару конструктивных элементов:

  • крючки для сумок сбоку,
  • выемки для чернильницы и перьев,
  • полку для книг под крышкой — такая себе ниша.

Саму крышку Коротков видел складной, чтобы при вставании школьник не вылезал из-за парты, а легким движением руки откидывал вверх свою половину столешницы. Благодаря настойчивости и тому, что все его нововведения прижились сразу, в 1887 году П. Коротков получил патент на изобретение и медаль на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке.

Во времена Советского Союза парта Эрисмана служила верой и правдой многие десятилетия. Удобно для ребенка и учителя, компактно и надежно. Мебель делалась из дерева, была экологически чистой. Раз в год парты могли перекрашивать, освежая для нового учебного года.

Но уже в середине 1970-х материал ДСП вошел в обиход, так что парты при Брежневе подешевели. И прочность их снизилась, зато такую мебель стало удобно переносить с места на место, из класса в класс и пр. Уборщицы в те годы в школе в классах не прибирали: это была обязанность самих школьников. Вымыть пол после уроков, забрать шторы в стирку после окончания четверти, взять на летние каникулы горшок с традесканцией, всем вместе устроить генеральную уборку перед Первым сентября. В СССР трудовое воспитание входило в понятие «общественно-полезный труд» и оказывало самое благотворное воздействие на детей и подростков.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *