Давление отрасли заставило США заняться пересмотром санкций G7 против алмазов из России
Ограничения против алмазов из России были согласованы в декабре 2023 г. и начали постепенно вводиться с начала текущего года. Однако, хотя членам G7 с партнерами удалось прийти к соглашению относительно санкций, они изначально вызывали беспокойство и недовольство в сфере драгоценных камней. В результате США приступили к пересмотру наиболее строгих ограничений. Причиной стали претензии со стороны Индии, ювелиров Нью-Йорка и африканских стран, сообщает Reuters со ссылкой на 7 источников.
Санкции против алмазов из России
Рассматриваемые ограничения касаются, в частности, поставок российских драгоценных камней в Евросоюз. Пара источников отметила «пассивность» США в рабочих группах G7 по контролю. При этом в американском Госдепартаменте отказались комментировать ситуацию. Вашингтон стремится убедиться в поддержании баланса между обеспечением реализации ограничений и сохранением давления на Россию, приводит Reuters заявления одного из американских чиновников.
Запрет на прямой импорт российских алмазов. Компании, поставляющие драгоценные камни в страны G7, с марта должны самостоятельно удостоверять их нероссийское происхождение. Дополнительные ограничения хотят ввести с сентября. В ЕС выступают за введение сертификации прослеживания через Антверпен с применением блокчейна для алмазов весом более 0,5 карата.
Источники сообщают, что страны G7 договорились, что Антверпен будет первым логическим центром, к которому позже добавятся другие. Однако 3 источника утверждают, что Вашингтон охладел к реализации системы прослеживания и обсуждения по внедрению механизма зашли в тупик.
Чиновник администрации Байдена отметил, что обязательство по внедрению механизма прослеживания к 1 сентября относится к ЕС, а не к США, ссылаясь на формулировку заявления лидеров G7 в декабре.
«Нам нужно сделать это так, чтобы учесть обеспокоенность африканских партнеров и производителей, а также индийских и ОАЭ партнеров… и обеспечить возможность реализации для американской промышленности, — сказал он. — Есть ли механизм, который удовлетворяет всем этим требованиям? Мы все еще участвуем в этом процессе, не отказались от идеи… с другой стороны, мы не могли подписаться под обязательным внедрением этого механизма к 1 сентября.»
Бельгия запустила пилотную схему отслеживания в Антверпене, в которой участвуют около 20 покупателей алмазов, среди них французские люксовые группы LVMH и Kering, а также швейцарская компания Richemont, сообщили источники. Представитель LVMH сообщил, что их бренд Tiffany & Co участвует в проекте. Kering и Richemont не прокомментировали ситуацию.
Недовольные санкциями
Лидеры Намибии, Анголы и Ботсваны в феврале обратились в G7, указав на ущемление свобод и угрозу для доходов, созданную заранее определенным входным пунктом для рынка альянса.
Недовольство санкциями выражали и в Индии. Как сообщали на pronedra.ru, об ущербе алмазной промышленности из-за ограничений заявлял глава МИД страны Субраманьям Джайшанкар.
Италия, занимающая пост председателя G7, отказалась комментировать позицию США. Любое смягчение поэтапного запрета рискует оставить лазейки и позволить российским алмазам попасть в магазины Нью-Йорка, Лондона и Токио — угроза, подчеркнутая бельгийскими властями, которые в феврале конфисковали предполагаемые российские камни на миллионы долларов.
Сторонники санкций утверждают, что механизм прослеживаемости необходим для обеспечения надежного запрета, и без полного участия США, на долю которых приходится 50% рынка ювелирных изделий с алмазами в G7, запрет не будет эффективным. Они связывают сопротивление некоторых участников отрасли с опасениями по поводу большей прозрачности рынка.
Бельгийский чиновник, знакомый с ходом переговоров, заявил, что важно сохранить решимость закрыть все лазейки. Ранее запрет США на российские алмазы не распространялся на камни, ограненные в других странах, что позволило алмазам, обработанным в Индии и проданным в хабах, таких как Дубай, попасть на рынок США.
De Beers заявила, что поддерживает запрет, но страны-производители должны сертифицировать происхождение алмазов на месте добычи.
«Возможности и вероятность проникновения российских алмазов в легальную цепочку поставок фактически выше, когда вы уходите дальше от места добычи», — отметила компания.
Премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо заявил Reuters в марте, что он открыт для создания дополнительных центров сертификации, если они будут соответствовать стандартам Антверпена, и что вопросы неизбежны.