Демпфер не меняется: решение по нефтяным субсидиям пришлось отложить

12:40, 01 Июн, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: agpipe.ru

Российские власти все еще не могут принять окончательное решение относительно пересмотра бюджетных субсидий для нефтепереработки. Несмотря на желание Министерства финансов сократить демпферные выплаты в 2 раза начиная с июля, правительство в мае не одобрило соответствующий законопроект и не внесло его в Государственную Думу. Это автоматически откладывает вступление в силу изменений, по крайней мере до 1 августа, сообщает «Коммерсантъ».

Меньший демпфер – большие цены

Согласно информации из источников, задержка может продлиться даже дольше, до окончания сезона повышенного спроса на топливо. Власти беспокоятся о росте оптовых цен и их возможном увеличении на АЗС.

В апреле глава Минфина Антон Силуанов заявил о сокращении демпферных выплат по бензину и дизтопливу в 2 раза с июля, в связи с увеличением бюджетного дефицита. По оценкам чиновника, это позволило бы сэкономить 30 млрд рублей в месяц. Предварительные оценки отрасли указывают, что суммарные выплаты за май по демпферу могут составить около 75 млрд рублей.

Однако поправки к Налоговому кодексу так и не были представлены в Госдуму в мае. Это отодвигает возможное вступление их в силу, по крайней мере, до августа. Согласно закону, между принятием изменений налогового законодательства и началом их действия должен пройти минимум один налоговый период, что для демпфера составляет месяц.

В настоящее время вопрос находится на рассмотрении вице-премьером Александром Новаком.

«Вопрос обсуждается в правительстве, окончательные решения не приняты», — заявили в ведомстве.

Представители секретариата Новака отказались комментировать ситуацию. По словам источников из нефтяной отрасли, неопределенность вызвана опасениями правительства относительно роста цен на топливо при сокращении демпфера в период пикового летнего спроса. Ранее журналисты pronedra.ru уже писали о подорожании горючего на фоне планов правительства. С начала апреля цены на автомобильный бензин АИ-95 и АИ-92 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже уже выросли на 19-20%.

Министерство энергетики и правительство призывают увеличить поставки топлива на бирже. Однако, цены на автомобильный бензин АИ-95 продолжают устанавливать рекордные значения. На 31 мая стоимость АИ-95 выросла на 0,57%, достигнув 61 100 рублей за тонну. Увеличение оптовых цен неизбежно приведет к повышению цен на АЗС, поскольку заправочные станции не могут долго работать в убыток. Хотя правительство и пытается удерживать их в пределах инфляции. Согласно оценкам «Петромаркета», чистая маржа розничной торговли автомобильным бензином АИ-95 и АИ-92 уже составляет менее 1 рубля за литр.

Риск роста экспорта нефти

Нефтяные компании могут увеличить объемы экспорта нефти при уменьшении демпфера, что приведет к снижению предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке. Россия уже сократила добычу топливного сырья в этом году на 500 000 баррелей в сутки по соглашению с ОПЕК. Компании не могут просто увеличить показатели без согласования с правительством.

По мнению большинства собеседников из нефтяной отрасли, решение по корректировке демпфера может быть отложено до осени или даже пересмотрено в сторону меньшего снижения выплат. Кроме сокращения демпфера, Минфин планировал внести изменения и в другие параметры нефтяных налогов, включая размер максимального дисконта для расчета котировки Urals в формуле НДПИ и экспортной пошлины. С июля предельная скидка составит 25 долларов за баррель. Минфин предлагал сократить его до 20 долларов за баррель с сентября. Этот вопрос также остается нерешенным и находится на стадии обсуждения.

Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов полагает, что перенос повышения оптовых цен на розничные уже начался, и это может стать важным фактором, способствующим инфляции. Отказ от изменения демпфера, по его мнению, является оправданным, по крайней мере временно.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *