Дистант — не панацея: чем опасно онлайн-образование для детей

16:25, 11 Июл, 2023
Владислав Висл
Источник фото: RG.ru

Современные дети начинают осваивать цифровое пространство уже с раннего возраста. Они используют интернет не только для общения и развлечений, но и для получения новых знаний. В то же время, все больше детей нуждаются в обучении в онлайн-формате. Однако юные пользователи не всегда способны распознать психологические, бытовые и киберугрозы. Согласно исследованиям «Лаборатории Касперского» и других компаний, примерно 15% детей уже сталкивались с онлайн-мошенничеством. О том, чем опасно дистанционное образование, сообщает издание «Известия».

Чем опасно онлайн-образование для детей

В 2023 году родители дошкольников и школьников стали чаще обращаться к онлайн-репетиторам для своих детей по сравнению с 2021 годом. Согласно опросу SuperJob, каждый второй старшеклассник сейчас активно берет дополнительные уроки в онлайн-формате. Исследование показало, что каждый второй ученик старших классов занимается с онлайн-репетиторами, — передаёт pronedra.ru.

Психологически уязвимый детский сегмент является наиболее динамичным в российском секторе EdTech, увеличившись на почти 30% в первом квартале текущего года, по оценкам Rebotica. Это означает, что там, где растет количество пользователей, злоумышленники будут пытаться найти свои преимущества, предупреждает Александр Киселев, CEO и основатель онлайн-школы IT-профессий для детей Rebotica.

Последние опросы фонда «Национальные ресурсы образования» показывают, что треть подростков не способны самостоятельно анализировать информацию, сравнивать точки зрения и формулировать свою позицию. Только 55% школьников стремятся изучить все факты, и только 26% проверяют их достоверность.

По мнению председателя Ассоциации негосударственного образования Любови Духаниной, в онлайн-формате важно уделять внимание развитию критического мышления и способности критически оценивать информацию и заявления педагогов. Необходимо также просвещение о защите личных данных и установление правила «не отвечать незнакомым людям». Однако главную роль, очевидно, играет семья и окружение.

Психологи мобильного приложения «Я Могу» подтверждают, что подростки, столкнувшиеся с кибербуллингом, мошенничеством в сети, манипуляциями и предложениями «легко заработать», обращаются к специалистам на регулярной основе.

Комментарии экспертов

Станислав Змичеровский, руководитель службы безопасности Skyeng, рекомендует родителям обратить внимание на соблюдение образовательными платформами требований и рекомендаций по защите данных. Важно убедиться, что платформа зарегистрирована в Роскомнадзоре, сотрудничает с ним и проходит проверки, а также использует надежные отечественные решения, рекомендованные Министерством цифрового развития. Также важно, чтобы компания имела команду, которая может консультировать по вопросам безопасности данных и адекватно реагировать на замечания.

Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech IT-кластера фонда «Сколково», призывает родителей искать репетиторов на проверенных платформах, где есть рейтинги, описание опыта и стажа преподавателей, а также отзывы пользователей. Она рекомендует обращаться к репетиторам на профессиональных онлайн-площадках, таких как «Фоксфорд», «Умскул», SkyEng и другие.

Сергей Волков, генеральный директор АО «ЕвроАРТ», предупреждает о возможности злоумышленников скрываться под маской учителей и использовать личные данные учеников в преступных целях. Он рекомендует родителям присутствовать на первых занятиях, чтобы убедиться в профессионализме преподавателя, а также активно общаться с учителем, задавать вопросы о его образовании и квалификации.

Волков также советует родителям обсуждать с детьми ход занятий, узнавать, какую тему изучали, понравилось ли занятие и понятно ли объясняет учитель. Если у родителя есть доверительные отношения с ребенком, то он сможет поделиться информацией о том, задавал ли учитель вопросы, не относящиеся к учебному процессу.

Волков также подчеркивает, что если учитель проявляет необоснованное внимание к личной жизни ребенка и семьи, это должно вызвать беспокойство. Родители должны объяснить детям, что нет необходимости делиться с учителем слишком много информации о своей жизни, не стоит предоставлять информацию, не связанную с учебным процессом. Также не рекомендуется отправлять личные фотографии и видео, даже если учитель настаивает на этом.

Усваиваем информацию

Александр Киселев, генеральный директор Rebotica, предупреждает о том, что злоумышленники зачастую заинтересованы в информации, которую они могут использовать для своих корыстных целей, таких как кража денег или оформление кредитов на чужие паспорта.

Андрей Малафеев, представитель онлайн-школы Novakid, обращает внимание на несколько ключевых аспектов, которые помогут обеспечить безопасность детей в процессе онлайн-обучения:

  1. Сохранность личной информации. Родители должны на примере показать детям, что важно соблюдать безопасное поведение в интернете и не общаться с незнакомцами или раскрывать свою личную информацию.
  2. Ограничение доступа к вредному контенту. Использование фильтров в настройках устройств и приложений родительского контроля поможет ограничить доступ к нежелательным материалам.
  3. Ограничение предоставления избыточных данных. Необходимо избегать предоставления лишней информации, не связанной с работой образовательного сервиса, и не передавать персональные данные третьим лицам, если это необходимо для работы сервиса или в соответствии с законом.

Малафеев также рекомендует следовать нескольким простым рекомендациям, чтобы обеспечить безопасность детей:

  • Использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию для учетных записей, чтобы усложнить процесс взлома.
  • Ограничить количество личной информации, фотографий и видео, которыми дети делятся во время уроков.
  • Выбирать проверенных репетиторов и онлайн-школы с хорошей репутацией, системой безопасности данных и политикой конфиденциальности. Важно проверять отзывы других учеников и родителей.
  • Поддерживать открытый диалог с детьми, чтобы они могли рассказать о любых подозрительных ситуациях, с которыми они сталкиваются во время уроков.
  • Периодически проверять используемые устройства и сервисы, чтобы убедиться, что настроены рекомендуемые опции безопасности.
Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *