Для угля определяют критерии эффективности выгрузки в портах
Российские власти продолжают прорабатывать вопрос адаптации экспорта угля к новым реалиям. В частности, обсуждается введение приоритетов для специализированных терминалов. В рамках инициативы Министерство транспорта разработало 18 критериев эффективности выгрузки твердого топлива в портах. Однако, они не были одобрены в отрасли, сообщает «Коммерсантъ».
Оценка критериев для угля
По мнению некоторых представителей угольного сектора, критерии выглядят непрозрачно. Они также кажутся ориентированными на спецтерминалы. Критики предложили скорректировать критерии, взяв как пример Единый технологический процесс, внеся в нормы некоторые «косметические дополнения».
Спецтерминалы призваны обеспечить ускорение погрузки угля при ограниченных пропускных способностях, считают сторонники инициативы. По их мнению, это позволит увеличить грузооборот специализированных терминалов на Дальнем Востоке на значительный процент.
Оппоненты уверены, что мера не станет решением существующих проблем с поставками грузов в морские порты. Журналисты pronedra.ru ранее сообщали об обеспокоенности, что «упор» на спецтерминалы создаст дополнительные сложности для экспортеров Кузбасса. Подобный подход, по мнению противников инициативы, создает риск подорожания грузов для конечных потребителей. Особое внимание уделяется высококачественному углю. Для его перевалки традиционно используют универсальные порты с грейферной выгрузкой.
Предложения Минтранса
Ведомство уже представило для обсуждения список, состоящий из 18 критериев, охватывающих различные аспекты работы портов с этим типом груза. В их числе — характеристики терминалов, статистические данные и оборудование.
Некоторые из предложенных критериев относятся к основным параметрам объектов, таким как:
- производительность;
- скорость выгрузки;
- удаленность от населенных пунктов.
Другие критерии основаны на статистических данных, вроде объема перевалки груза за определенный период времени, использование железнодорожных путей, а также количество и продолжительность экологических нарушений.
Также в списке присутствуют критерии, связанные с инфраструктурой и оборудованием портов. Это включает наличие собственной железнодорожной инфраструктуры, способность к обработке длинных составов, а также наличие современного оборудования для работы с углем и собственной экологической лаборатории.
После проведения оценки по указанным критериям лидером среди 21 дальневосточного угольного порта стал Восточный порт, набравший 17,5 балла, в то время как Ванинский МТП и «Геомар» в Находке замкнули рейтинг с 5,5 балла.
Что говорят в угольной отрасли
Результаты работы Минтранса натолкнули на возражения у участников рынка и профильных ведомств. Критика касается как присвоенных баллов, так и структуры оценки. В отзывах Минэнерго, ВТУ и других компаний высказываются о неполноте данных по различным портам, а также о несоответствии некоторых критериев действительности.
Некоторые порты, вроде Ванинского МТП, не заполнили все необходимые данные, что вызвало недовольство. Критикуется и сама структура оценки: компании считают некорректным взвешивание различных показателей и оспаривают ряд критериев, таких как готовность к выдаче порожних составов или скорость погрузки судов.
Мнение о необходимости пересмотра критериев выразили не только компании, но и ведомства, такие как Минэнерго и ОАО РЖД. Они подчеркивают несоответствие некоторых показателей реальности и предлагают внести изменения в критерии оценки.
Некоторые компании и ведомства также отмечают, что предложенные критерии не учитывают сложности работы портов и терминалов, а также не отражают их реальной эффективности. Однако на данный момент решения по этому вопросу не приняты, и обсуждение продолжается. Вероятно, предстоит еще много работы, прежде чем будет найдено единодушное решение.