Дёшево, но какой ценой? «Светофор» под прицелом ФАС и потребителей

Сеть магазинов «Светофор» давно приобрела в России имидж «супермаркета для экономных»: здесь всё дешевле, чем у конкурентов. Покупатели идут туда за продуктами по низким ценам, даже если приходится выбирать между ассортиментом сомнительного качества и безликими складами в промзонах. Однако за этой внешне простой экономией скрывается куда более сложная и тревожная картина.
В 14 регионах страны Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила 21 дело в отношении 20 логистических центров сети. Речь идёт о грубейших нарушениях закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Магазины обвиняются в нарушении антимонопольного законодательства, а контракты с поставщиками – в наличии незаконных условий, передают журналисты сайта pronedra.ru.
Среди претензий — схема оплаты поставок только после реализации товара, перекладывание расходов на утилизацию просрочки на самих поставщиков и прочие «партнёрские» уловки. Фактически бизнес-модель «Светофора» сводится к тому, чтобы максимизировать прибыль за счёт минимизации ответственности. Но кто в итоге платит по счёту?
Читайте по теме: Утаить ничего не получится: две недели масштабных проверок Россельхознадзором сеть магазинов «Светофор»
Рецепт «дешёвого» ритейла: экономим на всём
Александр Виноградов, руководитель Санкт-Петербургского общества защиты прав потребителей «Потребнадзор», в разговоре с Царьградом раскладывает по полочкам, за счёт чего возможны столь низкие цены. В основе — товары наименее затратной категории: дешёвое сырьё, упрощённая упаковка, удешевлённая логистика. Как итог — минимальная торговая наценка и колоссальный оборот.
«Они экономят абсолютно на всём — на персонале, на помещениях, на освещении, на холодильниках. Магазины находятся не в центре города, а в ангарах и на окраинах. Естественно, в таких условиях нарушений будет много», —
поясняет Виноградов.
На первый взгляд, всё логично: если не вкладываться в комфорт и сервис, можно удерживать низкую цену. Но есть и оборотная сторона — эти «экономии» напрямую влияют на безопасность, санитарные условия, условия труда и юридические взаимоотношения с поставщиками.
Ловушки для поставщиков и потребителей
ФАС указывает: ритейлер не просто экономит, а нередко действует в ущерб партнёрам. В договоры с поставщиками включаются условия, которые нарушают антимонопольное законодательство. Среди них – «отложенные» платежи (только после реализации), переложенные на производителя расходы на логистику, возврат и утилизацию непроданного товара.
Такая модель даёт «Светофору» возможность избегать рисков, полностью перекладывая их на тех, кто производит и поставляет продукцию. Это не просто бизнес-ухищрения — это явная диспропорция в ответственности. Поставщик становится заложником монополиста.
С другой стороны — потребитель. И тут, по словам Виноградова, ситуация не менее тревожная:
«Мы, по сути, ходим в магазины как в казино. Высокая цена не гарантирует качество, а низкая — не означает безопасность. Госорганы проводят исследования и выявляют нарушения, но реальные меры — вроде изъятия опасной продукции — не принимаются».
Почему до сих пор не возбуждены уголовные дела?
Один из наиболее тревожных вопросов — почему столь масштабные и системные нарушения до сих пор не привели к уголовным делам? Ведь если сети удаётся годами работать на грани (а порой и за гранью) закона, значит, система контроля либо не работает, либо работает избирательно.
«Я вообще удивлён, почему по этой сети дела не были возбуждены два года назад. Там всегда были нарушения», —
резюмирует Виноградов.
И если до сих пор деятельность «Светофора» не привлекла внимание прокуратуры, остаётся догадываться, чьими интересами прикрываются такие схемы.
Стоит ли покупать в «Светофоре»?
Вопрос, который неизбежно возникает у обычного потребителя: стоит ли и дальше ходить в такие магазины? Ответ неоднозначен. С одной стороны, не у всех есть выбор — экономить на продуктах приходится по необходимости. С другой — нет никакой гарантии, что купленный товар безопасен, а права потребителя будут защищены.
Покупки по бросовой цене могут быть оправданы в рамках акций или временного демпинга, но когда вся бизнес-модель построена на системной экономии «на всём» — от холодильников до этики — это уже тревожный сигнал.
Сейчас ФАС рассматривает возбуждение административных дел в отношении дистрибьюторов сети. Возможны штрафы, но они вряд ли изменят структуру бизнеса. Без жёсткого общественного и государственного контроля такие модели продолжат существовать — вплоть до тех пор, пока «экономия» окончательно не обернётся катастрофой.
И пока государство сохраняет пассивную позицию, покупатель остаётся один на один с дешёвой, но не всегда честной торговлей.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Роспотребнадзор закрыл более полусотни «Светофоров» из-за грязи, просрочки и отсутствии воды