Экспорт бензина в России опять ограничили – оценка действий правительства

Правительство России вновь прибегло к инструменту запрета экспорта бензина, пытаясь стабилизировать оптовые цены на топливо. Такая мера в последние годы демонстрирует эффективность, отметил Дмитрий Гусев, замглавы наблюдательного совета «Надежного партнера» в статье vedomosti.ru.
Биржевые котировки снижаются, уменьшается количество сообщений о росте цен, а бизнес и население получают дополнительную уверенность в стабильности рынка топлива на период высокого спроса. Последний традиционно продолжается до начала октября.
Причины запрета экспорта бензина
При анализе данного шага важно учитывать заинтересованные стороны и причины введения запрета, подчеркнул Гусев. Низкие цены на бензин выгодны государству как средство поддержания конкурентоспособности экономики, а потребителям — для сокращения расходов. Однако эффективность прямых налоговых мер вызывает вопросы.
Читайте по теме: как снизятся цены на бензин – оценки эксперта Родионова
При сохранении действующих ставок акциза и НДС конечная оптовая стоимость бензина на нефтеперерабатывающих заводах достигает порядка 50–57 рублей за литр, а дизельного топлива — около 47 рублей. Устранение этих налогов могло бы снизить цену почти вдвое, что указывает на наличие альтернативного способа снижения стоимости топлива без введения экспортных ограничений.
Как регулируют топливный рынок
Существуют и другие механизмы регулирования, поскольку проблема не ограничивается лишь доступностью топлива для конечных потребителей. В экономике моторные топлива имеют заменители — сжиженные углеводородные газы и метан, которые в России стоят вдвое дешевле бензина и дизеля. Несмотря на это, спрос на газовое топливо остается низким, а производство автомобилей с газовыми двигателями в стране практически отсутствует. Это свидетельствует о недостаточной заинтересованности потребителей и производителей в переходе на более дешевое топливо.
Производство двигателей, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе дизельных, ограничено, что напрямую влияет на структуру потребления топлива и ценовую политику. Пока на внутреннем рынке России увеличение доли дизельных и газовых двигателей не происходит, ситуация с ростом цен решается исключительно запретом на экспорт бензина.
В целом, запрет на вывоз топлива из страны остается единственным инструментом стабилизации оптовых цен, подытожил Гусев. Другие регуляторные меры и активная позиция потребителей отсутствуют. При наличии экономически выгодной альтернативы легче полагаться на административные ограничения, нежели на развитие рынка альтернативных топлив и соответствующих технологий.
Ранее на pronedra.ru писали, что все-таки запретили – в России производителям бензина ограничили экспорт