Как снизятся цены на бензин – оценки эксперта Родионова

На фоне сохраняющейся нестабильности на топливном рынке России независимые аналитики, вроде Кирилла Родионова, призывают к пересмотру действующих механизмов регулирования. В качестве возможного решения предлагается увеличить нормативы биржевых продаж бензина и дизельного топлива, одновременно сократив субсидии и снизив ставки акцизов. Такая мера, по мнению специалистов, может стать шагом к долгосрочной стабилизации цен без необходимости прибегать к временным ограничениям, сообщает 1prime.ru.
В июле правительство расширило запрет на экспорт бензина, распространив его на крупных производителей. Это решение принято в целях сохранения баланса на внутреннем рынке в период сезонного спроса, особенно в аграрном секторе. Действие указанных ограничений продлится до конца августа. Для мелких игроков, чьи производственные мощности не превышают одного миллиона тонн в год, аналогичные запреты действуют с марта.
Читайте по теме: новый запрет вводится с 1 августа – как в конце лета изменятся цены на бензин и дизель
Хотя меры по ограничению экспорта способны обеспечить временное снижение цен, эксперты отмечают, что они не решают системных проблем. При нынешних нормативных значениях — 15% для бензина и 16% для дизельного топлива — влияние биржевого сегмента остается ограниченным. Повышение этих показателей, в сочетании с ослаблением налоговой нагрузки, позволило бы уменьшить давление на розничные цены без привлечения бюджетных механизмов.
В настоящее время ключевым инструментом стабилизации остается топливный демпфер. Его задача — компенсировать компаниям разницу между экспортными и внутренними ценами. При превышении цены на внешнем рынке государство покрывает часть потерь, в обратной ситуации — нефтяные компании делятся доходами с бюджетом. Однако эффективность этой схемы снижается: в 2025–2027 гг. запланировано увеличение акцизов, в среднем на 15%, при этом значение акциза в формуле демпфера остается на уровне прошлого года, что уменьшает итоговую компенсацию.
По данным Росстата, с начала года бензин на российских АЗС подорожал на 4,61%, немного опередив уровень инфляции за тот же период — 4,51%. В Минэнерго подчеркивают, что рост цен на топливо должен соответствовать инфляционному коридору, однако в отдельных регионах и у разных операторов зафиксированы отклонения от этого ориентира.
Обострение ценовой ситуации на рынке подталкивает к необходимости комплексных решений, и, по мнению экспертов, корректировка нормативов и налоговой политики могла бы стать устойчивой альтернативой временным мерам регулирования.
Ранее на pronedra.ru писали, что нефтяникам дали неделю на снижение цен на бензин – иначе кабмин может ограничить экспорт