Евросоюз ограничил поставки алюминия из России – что будет с «Русалом»

15:20, 25 Фев, 2025
Татьяна Арестова
Санкции на алюминий
Иллюстрация: pronedra.ru

Ограничения Евросоюза на поставки российского алюминия не несут критической угрозы для «Русала». Однако, санкции создают дополнительные сложности с логистикой и могут ускорить реализацию программы по сокращению мощностей, сообщает «Интерфакс».

Евросоюз ограничил поставки алюминия

Импорт необработанного алюминия из России в ЕС с 2025 г. будет ограничен квотой в 275 000 тонн, что составляет 80% от объема поставок 2024 г. Полный запрет вступит в силу к концу 2026 г. При этом европейский рынок уже несколько лет сокращает зависимость от российского металла. По данным Евросоюза, его доля в общем объеме поставок снизилась с 16% в 2020 году до 6% в 2024 г.

Читайте по теме: удар по стали и алюминию Евросоюза – пошлины Трампа затронут экспорт на 28 млрд евро

Экспорт российского алюминия в Европу начал снижаться еще в 2022 г., когда европейские производители стали отказываться от закупок в рамках самосанкций. Дополнительное давление оказал запрет на поставки российских цветных металлов на склады Лондонской биржи металлов (LME), введенный в апреле 2024 г Продажа через LME традиционно являлась резервным способом реализации продукции.

Согласно данным Евростата, в 2024 г. страны ЕС импортировали 340 000 тонн российского алюминия на сумму 828 млн евро, что составляет около 9% от общего производства «Русала». В 2021 г. этот показатель был вдвое выше, достигнув 771 000 тонн.

Влияние санкций на «Русал»

По оценке аналитиков, в ближайший год последствия санкций останутся незначительными, так как компания сможет перераспределить 65 тысяч тонн металла. Однако более высокие премии в Европе означают, что перенаправление поставок скажется на выручке. Потери «Русала» в 2025 г. могут составить порядка 20 млн долларов, а полный отказ от экспорта в ЕС потенциально обойдется в 40 млн долларов при условии паритета цен на Лондонской и Шанхайской биржах.

Несмотря на то, что Евросоюз остается важным рынком для компании, доля продаж в этом регионе в последние годы снижалась. В 2025 г. объем экспорта в ЕС существенно не изменится благодаря установленной квоте. У «Русала» остается достаточно времени, чтобы переориентировать поставки в Турцию, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Однако существует риск введения ограничений со стороны Японии и Южной Кореи, на которые в 2023 г. приходилось 12% выручки компании.

В то же время поставки алюминия на Восток сталкиваются с логистическими проблемами. В отрасли отмечают нехватку пропускных мощностей железнодорожной инфраструктуры. Согласно материалам декабрьского совещания Минпромторга, металлургические грузы имеют низкий приоритет при перевозках, что приводит к задержкам в цепочках поставок.

Дополнительным вызовом для «Русала» становится разница в ценах. Европейский рынок обеспечивал более высокие премии, тогда как в Азии, где доминирует Китай, возможны даже скидки на поставки. По мнению аналитиков, нынешняя конъюнктура угольного рынка временно позволяет другим грузам занимать большую долю в восточном направлении, но в перспективе ситуация может осложниться.

Новые санкции могут ускорить оптимизацию мощностей «Русала», о которой компания объявила в ноябре 2023 г. Тогда было решено снизить объем выпуска на 250 000 тонн, что составляет 6,5% от годового производства. Основной причиной называлась высокая стоимость глинозема, которая негативно повлияла на рентабельность. Однако к началу 2024 г. его цена упала с более чем 700 до 450 долларов за тонну, что уменьшило затраты на производство алюминия.

Снижение объемов производства, вероятно, связано не только с санкциями ЕС, но и с общей ситуацией на рынке. В последние годы европейские покупатели постепенно отказывались от российского алюминия, а «Русал» готовился к полному прекращению поставок в регион. В сложившихся условиях компания продолжает искать альтернативные рынки сбыта, адаптируя логистические схемы и производственные планы.

Россия переориентирует поставки алюминия

Переориентация поставок российского алюминия на азиатские рынки, инициированная в ответ на санкции ЕС, сталкивается с серьезными логистическими проблемами, в том числе из-за ограничений в пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. В частности, низкий приоритет металлургических грузов в правилах перевозок РЖД приводит к накоплению задержек в цепочках поставок. Проблемы касаются как доставки сырья, так и отгрузки готовой продукции, что затрудняет процесс перехода на новые рынки.

Согласно данным отраслевых источников, экспорт алюминия по железной дороге находится в 10-й очереди, а поставки глинозема — в 12-й. Эти проблемы обсуждались на совещаниях, где металлурги высказывали обеспокоенность о необходимости решения вопросов логистики, в том числе с учетом растущего спроса на металлы в Восточной Азии. Там, в отличие от более премиального европейского рынка, зачастую применяются скидки, что дополнительно усложняет ситуацию.

В то время как китайский рынок продолжает доминировать в этом регионе, трудности с логистикой, а также нестабильные условия на рынке угля создают препятствия для увеличения доли поставок на Восток. Проблемы с транспортом, ограниченные возможности Восточного полигона и необходимость дополнительных усилий для перевода поставок через БАМ и Транссиб усугубляют ситуацию.

Влияние санкций на алюминий

Компания «Русал», в свою очередь, рассматривает эти вызовы как дополнительные аргументы для реализации программы оптимизации мощностей. В 2023 г. был озвучен план по сокращению объемов производства алюминия на 250 тысяч тонн в первый этап, что составляет 6,5% от годового объема. Это связано, в первую очередь, с ростом цен на глинозем, который превышает темпы роста стоимости алюминия и негативно влияет на маржинальность.

Тем не менее, по мнению аналитиков, текущие санкции ЕС не являются главной причиной для закрытия мощностей. Снижение цен на глинозем после пиковых значений в ноябре 2023 г. позволило уменьшить долю затрат на его закупку в процессе производства, что немного улучшает ситуацию. Причины оптимизации мощностей скорее кроются в снижении спроса на алюминий и ограничении поставок в Европу, где некоторые клиенты отказались от российских металлов еще в 2023-2024 гг. Это заставило «Русал» готовиться к возможному полному запрету поставок в ЕС.

Ранее на pronedra.ru писали, что поставки алюминия из России в Евросоюз упали до минимума

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *