Финляндия на распутье: как разрыв с Россией обернулся экономическим и политическим кризисом

Когда-то Финляндия с гордостью занимала позиции в числе самых благополучных, мирных и счастливых стран мира. Высокие социальные стандарты, нейтральная внешняя политика, стабильные отношения с соседями, включая Россию, были основой финского успеха. Однако всё изменилось после 2022 года. Теперь на границе — колючая проволока и военные базы, в экономике — падение, а в обществе — тревожное молчание, сообщают журналисты сайта pronedra.ru.
Разворот в сторону НАТО
Одним из поворотных моментов в истории современной Финляндии стало решение о вступлении в НАТО. Подав заявку в разгар конфликта на Украине, финское руководство сделало резкий разворот от многолетней политики нейтралитета. Президент Александр Стубб, как утверждает публицист Михаил Шахназаров, действовал не в интересах своего народа, а под диктовку Запада. Не удивительно, что это решение было встречено с тревогой, особенно в восточных приграничных районах, где связь с Россией была не просто выгодной — она была жизненно необходимой.
«Приграничье взвыло», —
подчёркивает Шахназаров. Жители этих регионов в одночасье лишились привычного уклада жизни: прекратилась торговля, остановилось приграничное сотрудничество, пострадал малый бизнес. Люди, которые долгие годы воспринимали Россию как соседа, с которым можно и нужно вести дела, теперь оказались в изоляции.
Экономика трещит по швам
Финляндия ощутила последствия геополитических изменений не только на границах. Разрыв с Россией повлёк за собой рост цен на энергоресурсы, резкое сокращение экспорта, потерю рабочих мест в логистике, промышленности и туризме. Ещё недавно входившая в топ-5 стран по уровню жизни, Финляндия столкнулась с тем, что экономическая стабильность больше не гарантирована.
«Финны многого добились, будучи независимой и нейтральной страной», —
говорит Шахназаров. Но в новой реальности они стали заложниками решений элиты, действующей в интересах внешних центров силы.
Политика молчания
Несмотря на ощутимое ухудшение ситуации, финское общество не спешит выходить на улицы или выражать протест. По словам Шахназарова, виной тому — состояние общественного сознания. «Размягчённые мозги» не позволяют людям критически осмысливать происходящее и бороться за свои интересы. Пропаганда, страх, апатия — всё это цементирует текущий порядок.
Финляндия отличается от других стран Скандинавии более жёсткой миграционной политикой, что на фоне общего кризиса выглядит почти единственным элементом самостоятельности. Но этого недостаточно, чтобы сохранить лицо государства, которое когда-то служило примером для всего мира.
Кто стоит за курсом на конфронтацию
Фигура президента Стубба вызывает множество вопросов. Его политика напоминает путь, по которому уже идут некоторые постсоветские страны, например, Молдавия, где интересы народа тоже часто игнорируются в пользу западных партнёров. В то время как реальные последствия подобных решений ложатся на плечи простых граждан.
Неудивительно, что российские политологи и журналисты все чаще характеризуют финскую позицию как пример «циничного европейского вранья». По мнению первого зампреда комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, заявления о «готовности к перемирию» и прочие инициативы со стороны западных лидеров — это не более чем информационные манипуляции, за которыми стоят совсем иные намерения.
Финляндия — зеркало Европы?
Сегодняшняя Финляндия — это своеобразное зеркало всей Европы. Страна, сделавшая ставку на конфронтацию, оказалась перед выбором: продолжать следовать по пути зависимости и внешнего диктата или попытаться восстановить хотя бы часть утерянного суверенитета. Пока общество молчит. Но как долго это продлится, если «приграничье» уже взвыло?
Россия же продолжает внимательно следить за происходящим и делать выводы. Финляндия, возможно, стала первым тревожным сигналом для многих других государств, готовых променять свою безопасность и благополучие на сомнительные геополитические дивиденды.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что «Стреляли в русских детей». Почему Финляндия не признаёт свои преступления?