Галли Монастырёва рассказала о слабых сторонах и рисках ведения бизнеса в Африке
Согласно расчетам, к 2050 г. численность населения стран Африки должна удвоиться, увеличившись с 1,4 млрд человек по состоянию на сегодняшний день до 2,6 млрд человек, причем более 60% населения будут составлять молодые люди в возрасте до 25 лет. Столь значительная доля молодежи в общей численности населения не только открывает широкие возможности, но и порождает большие проблемы, отметила Галли Монастырёва, директор по гуманитарным проектам Ассоциации экономического сотрудничества со странами Африки (АЭССА). С одной стороны, благодаря увеличению доли экономически активного населения в странах Африки может ускориться экономический рост. С другой стороны, низкий уровень индустриализации в большинстве африканских стран и связанная с этим высокая безработица среди молодежи вызывают растущую обеспокоенность.
В большинстве африканских стран условия предпринимательской деятельности по-прежнему характеризуются высокими уровнями издержек и риска. Лишь немногие страны принимают необходимые меры по упрощению процедур регулирования предпринимательской деятельности, укреплению защиты прав собственности, сокращению налоговой нагрузки, расширению доступности кредитования, снижению высоких экспортных и импортных пошлин. Большинство африканских стран не располагают финансовым капиталом, а в условиях всемирной глобализации и роста спроса на наукоемкую продукцию позиции африканских стран еще более ослабели.
Не хватает, в первую очередь, соответствующей инфраструктуры, т.к. успешный бизнес означает минимизацию затрат, прокомментировала Монастырёва. Потому что бизнес, в первую очередь, должен получать прибыль, и невозможно получить прибыль, если себестоимость производства очень высокая. Не секрет, что особенностью бизнеса в Африке является низкий платежеспособный спрос со стороны основных экономических субъектов.
Стоит иметь в виду, что в Африке есть определенные сложности с доставкой товаров как на континент, так и внутри континента, подчеркнула эксперт. Основные артерии на континенте – автомобильные дороги, которые нуждаются в модернизации. Железные дороги используются в основном для нужд поставок из мест добычи полезных ископаемых в логистические хабы.
«Этой архиважной теме мы посвятим отдельный материал», — прокомментировала Монастырёва..
Отсутствует и единство между странами континента в вопросах регулирования. В Африке 54 страны, и это является проблемой, особенно для инвесторов, потому что сложно торговать с Африкой.
«Эти 54 страны с 54 разными законодательствами, с 54 таможенными правилами и больше 30 разных валют, т.к. некоторых стран в рамках экономических блоков общая валюта, но мы из-за санкций не можем с африканскими станами торговать в местных валютах, так как все их банки завязаны на банки Франции, Великобритании и США и находятся под жестким регулятивным контролем», — объяснила эксперт.
Существуют сложности в идентификации местных партнеров, то есть поиск платежеспособного спроса. Проверка клиентов и партнеров в Африке — дорогостоящая услуга, результатам которой не всегда можно доверять в виду отсутствия единой базы данных и большого количества региональных нормативных актов и законов. В связи с этим работа с африканскими контрагентами ассоциируется с высокими рисками и определенными сложностями. Со африканской и российской стороны есть понимание этой проблемы, в связи с чем ведется определенная работа по оптимизации этого процесса, о чем будет сказано ниже.
Присутствует и конкуренция со стороны западных стран, стран Восточной Азии и Персидского залива, отметила эксперт. Несмотря на то, что страны Африки на протяжении XX в. стали политически независимыми от западных метрополий (Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Португалия, Испания, Италия), сегодня ученые отмечают переход на новый этап «неоколониализма». В рамках данного процесса, африканские страны подвергаются со стороны бывших колонизаторов и новых игроков в экономическую и военно-политическую зависимость.
На протяжении последних десятилетий в Африке возобновили или установили свое влияние такие страны, как США, Великобритания, Франция, Германия, а также Китай, который в последние десятилетия активно продвигает свои интересы, включая ряд стран Африки в широкомасштабный проект «Один пояс — один путь». За последние несколько лет в Африку стремительно зашли Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Израиль, Индия, Бразилия и многие другие.
Среди слабых сторон ведения бизнеса в регионе – частое отсутствия информации по тому или иному проекту, в том числе в публичной сфере. Может случится так, что местные власти просто перестают выходить на связь или участвовать в переговорах, несмотря на подписанные между странами межправительственные соглашения.
Наиболее распространенной проблемой при входе на африканский рынок становятся налоговые условия и роялти для проекта. Как правило, стоимость разведки и получения прав на добычу – а не капитальные расходы на добычу – занимают большую часть в затратах при «входе» на тот или иной африканский проект.
«Но самые распространенные риски, от которых вряд ли кто-то способен застраховать – это правительственный переворот или война с соседним государством», — подчеркнула Монастырёва..
Тем не менее на фоне остальных рынков именно африканский остается наименее изученным и перспективным. При должной осмотрительности и сохранении политических связей стран на высшем уровне, закрепление России в качестве ведущего оператора нефтегазового будущего Африки становится все более реальным.