Госдума приняла важный законопроект: в России полностью изменят систему получения прав
Государственная дума принимает законопроект, который меняет процесс получения водительских прав. Согласно новому закону, иностранные водительские удостоверения, выданные лицам, получившим вид на жительство или гражданство Российской Федерации, должны быть обменены на российские в течение года. При этом процедура подтверждения документов для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов будет более простой, чем для водителей грузовиков и автобусов, — сообщает издание «Коммерсантъ».
В России полностью изменят систему получения водительских прав
Законопроект был внесен правительством в Государственную думу в 2022 году, и в ноябре того же года он был принят в первом чтении. Эти изменения касаются доступа граждан к управлению транспортными средствами. В соответствии с поправками, гражданину будет запрещено получать права категории D, если у него нет опыта управления легковым автомобилем или грузовиком продолжительностью не менее года. Водители, имеющие категории B и CE (грузовик с прицепом), автоматически получат категорию BE (легковой автомобиль с прицепом), если у них также есть опыт вождения легкового автомобиля в течение не менее года, — передаёт pronedra.ru.
В ходе второго чтения законопроект был дополнен некоторыми коррективами, которые не были обсуждены публично.
Например, в первоначальной редакции предполагалось, что иностранные водительские удостоверения (как и у иностранцев, так и у граждан РФ, выданные в других странах) будут действительны в течение одного года после получения вид на жительство или гражданства РФ, а после истечения этого срока необходимо будет получить российские права. Однако теперь уточнено, что это правило не распространяется на граждан России с белорусскими водительскими правами и белорусов с видом на жительство в России.
При обмене иностранных водительских прав на российские, владельцам наиболее распространенных категорий и подкатегорий (M, A, B, A1, B1) не требуется сдавать практический экзамен, достаточно только сдать теоретический. Владельцам грузовых и автобусных категорий обмен прав будет сложнее: они должны будут пройти внутренний экзамен в автошколе и получить соответствующий документ перед обращением в ГИБДД.
По данным ГИБДД, в 2022 году граждане РФ и иностранцы обменяли 44,5 тысячи иностранных водительских удостоверений на российские (в 2021 году — 30,9 тысячи, в 2020 году — 29,4 тысячи).
Еще одна поправка усиливает контроль за автошколами. В настоящее время для получения образовательной лицензии автошколам требуется представить заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы, включающей учебные классы, площадки, учебные автомобили и т.д. Подтверждение этого документа не требуется. Предлагается внести изменения, согласно которым автошколы обязаны постоянно иметь действующее заключение и регулярно его обновлять.
Над поправками «плотно работали» с сотрудниками МВД
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту Павел Федяев пояснил, что при работе над поправками депутаты тесно сотрудничали с МВД. Он отметил: «Поправки, внесенные ко второму чтению, уточняющие и конкретизирующие, не содержат ничего принципиально нового. Мы лишь более подробно разъяснили все, что было более кратко изложено в первоначальной редакции. Целью было представить документ таким образом, чтобы он был понятен не только сотрудникам ГИБДД, но и водителям».
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева обратила внимание на то, что в соответствии с новым законом россияне, которые ранее использовали иностранные права с категориями С и D, должны обменять их на российские до 1 апреля 2025 года, пройдя полный цикл обучения в автошколах и сдав экзамены.
Она напомнила, что требование предоставления заключения о состоянии материально-учебной базы было обязательным до 2020 года, когда были внесены поправки в «Положение о лицензировании образовательных организаций» правительства, и это требование было исключено. Теперь это требование возвращается и станет дополнительным инструментом воздействия на недобросовестных участников рынка образовательных услуг, говорит Татьяна Шутылева.