Как Китай стимулирует рост поставок нефти из России по Северному морскому пути
Северный морской путь становится все более важным логистическим каналом для России. На фоне ужесточения западных ограничений стране пришлось пересмотреть маршруты поставок и доступные рынки. Объемы перевозки нефти по СМП в 2024 г. достигли 1,9 млн т, увеличившись на 30%. Частично этому способствовали плановые ремонтные работы во флоте Китая. При этом аналитики не ожидают серьезного дополнительного роста поставок в краткосрочной перспективе. Возможности ограничиваются низким спросом на нефть в КНР, сообщает «Коммерсантъ».
Основной прирост произошел на мурманском направлении. Поставки через порты Балтики, напротив, уменьшились примерно на 50%. Кроме того, Севморпуть используется для поставок c месторождений «Газпром нефти» — Новопортовского и Приразломного в арктическом регионе.
Читайте по теме: Севморпуть загрузят: «Норникель» ожидает роста грузоперевозок с 2027 года
В этом году основные объемы поставок по СМП пришлись на «Газпром нефть», а также на компании «Сургутнефтегаз» и «Русвьетпетро». Примечательно, что в текущем году аналитики не фиксировали отгрузок нефти от «Роснефти», что свидетельствует о сдвиге в логистических предпочтениях крупнейших игроков отрасли.
Поставки по балтийскому направлению оценивались в 320 000 т. Показатель упал на 47% относительно 2023 г. Мурманск стал более популярным узлом за счет меньшего времени рейсов в Китай. По данным аналитиков, около 70% всех объемов нефти, перевезенных по СМП в Китай в этом году, пришлись именно на поставки из него.
Несмотря на наметившийся рост поставок нефти по СМП, долгосрочные перспективы увеличения объемов остаются неопределенными. Для балтийских поставок активно продолжает использоваться Суэцкий канал. В 2023 г. в Китай было осуществлено 6 рейсов по Севморпути. Текущий год пока показывает три.
Как отмечают аналитики, компании проявляют меньше интереса к отгрузкам из балтийских портов, несмотря на увеличение поставок нети в сравнении с 2023 г. Навигация в восточной части СМП скоро завершится, и дальнейших рейсов ожидать не стоит. Для судов с ледовым классом Ice1-Ice3 навигация возможна до 20 октября, для Arc4-Arc5 — до 31 октября. Однако увеличение объемов поставок в значительной мере зависит от спроса на нефть в Китае, который остается ключевым потребителем.
Ранее на pronedra.ru писали, что Северный морской путь служит коридором для российских танкеров с СПГ