Какие особенности оформления отказного письма на продукцию?

21:35, 21 Ноя, 2021
Татьяна Сергеева

Под отказным письмом (далее – ОП) понимается официальный ответ аккредитованного органа на запрос предпринимателя о том, подлежит ли конкретный товар сертификации, госрегистрации или декларированию. Оно выдается в отношении тех видов продукции, для которых законодательством России или ЕАЭС не установлено требование об обязательной оценке соответствия перед выпуском на рынок. Это инструмент для решения затруднений, возникающих при растаможке и ведении коммерческой деятельности.

Что представляет собой ОП?

Под отказным письмом понимается разъяснительный документ, который выдается по запросу предпринимателя аккредитованными органами. Важно, чтобы конкретный тип продукции входил в сферу аккредитации выбранного органа, в противном случае ОП может быть признано недействительным.

Получить ОП вправе следующие категории лиц:

  1. Производители.
  2. Представители, действующие по доверенности или договору.
  3. Дистрибьюторы, продавцы.

ОП выдается только организациям, частным предпринимателям и самозанятым. Физические лица не могут получить документ.

Законодательно не утверждено строгой формы ОП. Как правило, письмо выдается на листе формата А4 и содержит следующие сведения:

  • дату оформления;
  • исходящий номер (присваивается аккредитованным органом);
  • данные держателя (наименование, адрес компании, контакты для связи);
  • название и краткие сведения о продукции, код ТН ВЭД или ОКПД2;
  • срок действия (если устанавливается);
  • вывод о том, что конкретный товар не упомянут в сертификационных списках;
  • ФИО, должность и подпись уполномоченного лица;
  • печать аккредитованного органа.

Законодательством не ограничено количество изделий, которые могут быть упомянуты в одном письме. Однако у документа должен быть только один держатель.

На какие товары можно получить ОП?

В законодательстве отсутствует перечень продукции, на которую оформляется ОП. Фактически, документ выдается на любые виды товаров, которые не упомянуты в перечнях технических регламентов ЕАЭС, Постановления Правительства №982 от 01.12.2009, Решения КТС №299 от 28.05.2010 и т.д. Например, к этой категории относятся:

  • аксессуары для макияжа;
  • отделочные материалы из натурального камня, древесины;
  • пластик;
  • железобетонные конструкции;
  • крепежные элементы;
  • домашний декор;
  • зеркала;
  • офисная бумага;
  • бижутерия;
  • иное.

На практике необходимость в оформлении ОП чаще всего возникает при растаможке или реализации технически сложных, редких товаров, для которых возникают сложности при установлении кода ТН ВЭД.

В каких случаях оформляется ОП?

Отказное письмо по сертификации является официальным подтверждением того факта, что проводить оценку безопасности товара не требуется. Получение ОП освобождает предпринимателя от необходимости доказывания своей правоты таможенным органам или деловым партнерам, которые требуют предоставления разрешительной документации.

ОП необходимо в следующих случаях:

  1. При таможенной очистке. Документ позволяет беспрепятственно провести партию через границу РФ и избежать вопросов со стороны таможенных органов. ОП демонстрируется представителям ФТС и далее остается у держателя.
  2. При ведении коммерческой деятельности. Торговые сети, крупные онлайн-площадки, оптовые покупатели, организаторы государственных и муниципальных тендеров могут запросить у производителя (поставщика) разрешительную документацию на продукцию. Предоставление ОП подтверждает, что сертификаты и декларации в данном случае не требуются.
  3. При проверках контролирующих органов. Роспотребнадзор, пожарная инспекция, Ростехнадзор и иные государственные инстанции могут необоснованно запросить у компании или ИП разрешительные документы. В этом случае избежать штрафов и длительных разбирательств поможет предоставление ОП.

На какой срок оформляется ОП?

Отказное письмо бывает двух видов:

  1. Бессрочное. Выдается на неопределенный период. Остается действительным до того момента, пока данный товар не будет внесен в сертификационные списки.
  2. Срочное. Оформляется на 1 год. Период действия документа указывается в тексте в числе прочих реквизитов.

Возможность продления срочных ОП не предусмотрена законодательством. Если период действия письма истек, то необходимо оформить новое.

Какова процедура оформления ОП?

Чтобы получить отказное письмо, предприниматель вправе обратиться в любую организацию, которая аккредитована в конкретной сфере. От заявителя потребуется следующий комплект бумаг:

  • заполненная заявка установленной формы;
  • свидетельство о постановке на учет в ИФНС фирмы или ИП;
  • подробные сведения о товаре (наименование, описание, технические характеристики, назначение и т.д.);
  • техническая документация на продукцию российского производства;
  • иные сведения по запросу экспертов.

Получив всю необходимую документацию, эксперты проводят анализ и определяют код ТН ВЭД на продукцию. Он сопоставляется с данными из сертификационных списков. Если товар не подлежит обязательной оценке соответствия, оформляется ОП.

Получение письма не предполагает лабораторные испытания изделий. Личного присутствия предпринимателя не требуется, все процедуры проводятся в дистанционном режиме.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *