Какой церковный праздник сегодня, 16 августа, отмечают православные христиане

21:57, 15 Авг, 2024
Анна Федорова

16 августа православная церковь отмечает сразу три церковных праздника. Узнайте об истории и особенностях этих событий.

Церковные православные праздники 16 августа

Успенский пост – 3-й день

Успенский пост длится две недели и считается временем строгой духовной и физической дисциплины. Он начинается 14 августа, в день Медового Спаса, и заканчивается 28 августа, когда православные христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богоматери. Этот период представляет собой значимое время для душевного и телесного воздержания, к которому верующие относятся с особой серьезностью. Подробнее ознакомьтесь с обычаями и традициями, которые приурочены к августовскому посту.

Праздники во время Успенского поста

Празднование во время Успенского поста начинается 14 августа с Медового или Макового Спаса. Этот день совпадает с началом поста, и верующие приносят в церковь новый урожай меда и мака для освящения. После освящения продуктов в церкви из них готовят различные блюда. По вечерам также делают напитки на основе меда, включая медовуху, несмотря на продолжающийся пост.

Яблочный Спас отмечается 19 августа. До этой даты употребление яблок и винограда нового урожая традиционно запрещено. Праздник проводится с особой торжественностью: даже в постные дни разрешается употребление горячей пищи с маслом, рыбы и небольшого количества вина, что делает стол особенно богатым.

Завершается Успенский пост 27 августа, а на следующий день, 28 числа, наступает самый значимый праздник — Успение Пресвятой Богородицы. В этот день, если он не приходится на среду или пятницу, постящиеся могут разрешить себе рыбу и вино.

Успенский пост также известен как Спасовка из-за трех Спасов, приходящихся на этот период. Его еще называют Лакомка, подчеркивая возможность заменить постные ограничения свежими фруктами и овощами нового урожая.

Антон Вихровей

Праздник Антон Вихровей отмечается православной церковью 16 августа, что соответствует 3 августа по старому стилю. Этот день посвящён памяти святого Антония Римлянина, известного также как Новгородский чудотворец. Из других наименований праздника известны: Вихревей, Исакий-малинник, Антон-орешник, Исакий.

В эту дату существовала уникальная традиция: люди ожидали появления вихрей, чтобы через них узнать предстоящую погоду. Смелые жители выходили на перекрестки, «ловили» вихри, вставляли в них нож и, держа в руках голову петуха, задавали вопросы о зиме.

Антоний Римлянин, живший в XI-XII веках, происходил из богатой православной семьи в Риме. Оставшись сиротой, он раздал часть своего состояния бедным, а остальное бросил в море, после чего принял монашество. По преданию, когда Антоний молился на скале, кусок камня откололся и чудесным образом перенёс его из Рима в Новгород.

В Новгороде святой сначала не знал языка местных жителей, но после молитвы научился говорить на их языке. Там он основал монастырь, посвящённый Рождеству Богородицы, и стал его игуменом. Святой Антоний умер в возрасте 79 лет.

Преподобных Исаакия исповедника, Далмата и Фавста

Святой Далмат жил на рубеже IV–V веков и происходил из благородного рода. В молодости он служил офицером в дворцовой гвардии и был известен своим глубоким благочестием, несмотря на поверхностное отношение к вере среди его окружения. Он известил императора Феодосия о предсказании сирийского отшельника Исаакия, которое касалось поражения императора Валента в битве с готами и его трагической кончины — предсказание сбылось.

По приказу Феодосия Далмат посетил Исаакия, чей ангельский облик и вдохновенные слова произвели на него неизгладимое впечатление. Оставшись с отшельником на семь дней, офицер вернулся домой и объявил жене о своём решении отказаться от мирской жизни. Оставив ей всё имущество и отправив дочь к родственникам, с маленьким сыном он отправился обратно к отшельнику.

Пренебрегая мирскими заботами, Далмат принялся за аскетические подвиги и стал выдающимся учеником Исаакия по рвению и любви к безмолвию. Великий пост он проводил, воздерживаясь от пищи, и в день Вознесения был возведен в священнический сан и служил в церкви святых Маккавеев.

После кончины Исаакия в 406 году монахи единогласно избрали Далмата его преемником. Неохотно приняв решение, он усилил свои аскетические усилия и затворился в монастыре. Император Феодосий II просил его присоединиться к крестному ходу во время сильного землетрясения, но Далмат остался в своей обители.

Благодаря дарам, полученным от Бога, Далмат активно боролся с несторианской ересью. Отказав в приёме Несторию до исправления его учений, он предостерёг монахов и мирян от злобного зверя, вошедшего в город. Его усилия и молитвы помогли православию одержать верх на III Вселенском Соборе в Эфесе, где ересь была осуждена.

После собора Далмат, названный архимандритом всех столичных монастырей, принял активное участие в защите и утверждении православной веры, благодаря чему Далматская обитель стала важным духовным центром.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *