Народные приметы 4 мая 2025 года, в Проклов день

21:20, 03 Май, 2025
Анна Федорова
Народные приметы в мае
Иллюстрация: pronedra.ru

В этот весенний день православная церковь вспоминает сразу нескольких святых мучеников: преподобного Януария, диакона Созия и преподобного Прокла. Их мужество, вера и стойкость навсегда остались в церковной памяти как пример истинного подвига ради Христа.

А вот в народной традиции 5 мая было временем весёлых обрядов и хороводов. Женщины собирались, пели песни, водили хороводы и верили, что так можно вызвать хорошую погоду и тёплое лето. Это был один из тех дней, когда природа будто бы подхватывала настроение людей — солнце светило ярче, ветерок становился мягче, и в воздухе витало предвкушение лета.

В крестьянском календаре 5 мая считался своеобразной вехой: весенние заботы уже почти завершены, а впереди — пора праздников, тепла и первых плодов. День проходил с особым настроением — радостным, светлым, с надеждой на хорошее лето и мир в доме.

Обряды и обычаи в Проклов день

В народных традициях преподобного Прокла почитали как защитника от нечистой силы. В этот день старейшины совершали особый обряд изгнания злых духов. Собравшись за околицей, люди поворачивались к западу — считалось, что именно там обитают злые силы — и громко проклинали нечисть. Существовало поверье, что в ночь на 4 мая ведьмы насылали порчу на траву, делая её ядовитой. Для защиты от колдовства женщины облачались в белые одежды, подпоясывались красными кушаками с заложенным в них чертополохом и всю ночь стояли на страже.

Они обходили поля и огороды, размахивая специальными вениками из сухих веток крапивы, зверобоя и полыни. В этот день все работы прекращались, особое внимание уделяли защите скота от проснувшихся после зимы кикимор. С рассветом хозяева кропили хлева святой водой, рисовали на стенах углём или мелом кресты, вешали колокольчики, чей звон должен был отпугивать нечисть. Для дополнительной защиты создавали шум — били в тазы, ведра, громко пели и разговаривали.

Женщины надевали праздничные сарафаны и водили хороводы вокруг яблонь, «умасливая» таким образом хорошую погоду для будущих посевов. Затем они шли в лес, оставляя на полянах корзины с угощениями для пробудившихся после зимы лесных духов.

Особое внимание уделяли Домовому — главному защитнику жилища. В этот день тщательно выметали все углы, мыли окна, впуская в дом солнечный свет, а у печки оставляли сладкие пироги — любимое лакомство невидимого хозяина. Также проводили обряды очищения дома от негативной энергии, проявляющейся ссорами, неудачами и прочими бедами. Обязательной частью ритуала было чтение специальных заговоров.

Один из таких обрядов на мир в доме предписывал взять новый веник и подметать пол от печки к входной двери. Собранный мусор сжигали в печи, приговаривая:

«Все обиды сгорят, к нам их не возвратят. Домового пирогом угощу, все ссоры его выкинуть попрошу. Ты нам, хозяин, помоги, все неприятности из дома унеси».

Затем пекли специальный пирог, делили его на три части: одну оставляли в чулане, вторую — за входной дверью, третью — за воротами. Хозяевам запрещалось есть это угощение.

Народные приметы 4 мая

  • Черемуха неожиданно начала цвести – жди жаркое и засушливое лето.
  • Дождь начал идти из невысоких куч – земля хорошо пропитается влагой.
  • Звезды сильно мерцают ночью, а утром появляются тучи – жди грозу в полдень.
  • Волосы на голове стали сырыми – жди дождя.
  • Много щавеля в этот день на лугах – жди холодную зиму.
  • Соловей петь начал в голом лесу – жди неурожайный год.
  • В это время начали зацветать ольха и береза – появятся сморчки и строчки.
  • Рано черемуха зацвела – будет теплое лето, чем раньше она зацветет, чем жарче лето будет.
  • Много цвету на черемухе – жди мокрое лето.
  • Береза опушилась раньше – лето будет сухим, а если клен – то влажным.
  • Если мелкий дождь медленно идет – жди затяжное ненастье.
  • Первый гром был сильным – жди богатый урожай хлеба.
  • Весной муравей чистый и сытый – это к богатому урожаю пшеницы.

Традиции и обычаи дня

Наши предки наделяли этот день особым сакральным значением, почитая память священномученика Януария (Ианнуария). С ним связывали нечто таинственное и сверхъестественное, а также внимательно наблюдали за погодой: её ухудшение сулило беды. Бытовало поверье, что если в этот день стояла холодная погода, значит, настоящая весна ещё не наступила.

Имя святого, созвучное с названием зимнего месяца — январь (Януарий), порождало у людей особые ассоциации. Хотя на календаре уже был май, верили, что преподобный мог «вернуть» зимние холода. Действительно, на Руси 4 мая часто выдавалось по-зимнему холодным, и многие говорили, что весна словно задерживается у порога, не решаясь вступить в свои права.

В этот день старались оставаться дома. Работа по хозяйству не возбранялась, но и не приветствовалась. Главным было сохранять мир в семье и избегать ссор — считалось, что разгневанный Януарий мог наслать долгую вражду между людьми. Для защиты от тёмных сил до конца весны совершали особый обряд: выходили на околицу и поворачивались лицом к западу, откуда, по поверьям, приходила нечистая сила.

Согласно народным представлениям, весной пробуждалась не только природа, но и тёмные силы. Осенью они прятались в норы и берлоги, а с приходом тепла возвращались, полные энергии. Чтобы умилостивить лесных духов, в начале осени (а иногда и весной) люди относили в лес корзинки с угощениями, оставляя их на полянах.

Особое внимание уделяли домовому — верному защитнику жилища от нечисти. Считалось, что 1 апреля он окончательно пробуждался, а к 4 мая уже был в полной силе и готов помочь хозяевам. Чтобы заручиться его поддержкой, у печки оставляли угощения — молоко, хлеб, сладости. Для усиления защиты проводили тщательную уборку: мыли окна, выметали мусор из углов, впуская в дом как можно больше солнечного света.

Несмотря на прохладную погоду, крестьяне начинали готовиться к будущему урожаю. Читали заговоры на плодородие земли, совершали ритуалы, чтобы сады и огороды обильно цвели и плодоносили. Многие из этих обрядов сохранились до наших дней и до сих пор используются теми, кто чтит старинные традиции.

В сильную грозу крестьяне выбегали на огород и говорили:

«Илья Пророк,

Я (имя) под дождем промок.

Бороду тебе плету,

Просьбу свою говорю:

Лей больше на огород,

Чтобы у меня был богатый зарод. Аминь».

Во время посадки растений на огород крошили пасхальные яйца, сохраненные специально с этой целью, и приговаривали:

«Матушка-земля, прими подарок от меня.

Дарю тебе красную пасху, прошу, прими мою ласку,

А за это мне дай самый богатый урожай».

Ещё при посадке или на семена читали такой заговор:

«Матушка-луна,

Ты высока и сильна,

Находишься высоко,

Светишь широко,

Видна далеко.

Таким бы сильным и необъятным

Был мой урожай. Аминь».

 

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *