Народные приметы 4 мая 2025 года, в Проклов день

В этот весенний день православная церковь вспоминает сразу нескольких святых мучеников: преподобного Януария, диакона Созия и преподобного Прокла. Их мужество, вера и стойкость навсегда остались в церковной памяти как пример истинного подвига ради Христа.
А вот в народной традиции 5 мая было временем весёлых обрядов и хороводов. Женщины собирались, пели песни, водили хороводы и верили, что так можно вызвать хорошую погоду и тёплое лето. Это был один из тех дней, когда природа будто бы подхватывала настроение людей — солнце светило ярче, ветерок становился мягче, и в воздухе витало предвкушение лета.
В крестьянском календаре 5 мая считался своеобразной вехой: весенние заботы уже почти завершены, а впереди — пора праздников, тепла и первых плодов. День проходил с особым настроением — радостным, светлым, с надеждой на хорошее лето и мир в доме.
Обряды и обычаи в Проклов день
В народных традициях преподобного Прокла почитали как защитника от нечистой силы. В этот день старейшины совершали особый обряд изгнания злых духов. Собравшись за околицей, люди поворачивались к западу — считалось, что именно там обитают злые силы — и громко проклинали нечисть. Существовало поверье, что в ночь на 4 мая ведьмы насылали порчу на траву, делая её ядовитой. Для защиты от колдовства женщины облачались в белые одежды, подпоясывались красными кушаками с заложенным в них чертополохом и всю ночь стояли на страже.
Они обходили поля и огороды, размахивая специальными вениками из сухих веток крапивы, зверобоя и полыни. В этот день все работы прекращались, особое внимание уделяли защите скота от проснувшихся после зимы кикимор. С рассветом хозяева кропили хлева святой водой, рисовали на стенах углём или мелом кресты, вешали колокольчики, чей звон должен был отпугивать нечисть. Для дополнительной защиты создавали шум — били в тазы, ведра, громко пели и разговаривали.
Женщины надевали праздничные сарафаны и водили хороводы вокруг яблонь, «умасливая» таким образом хорошую погоду для будущих посевов. Затем они шли в лес, оставляя на полянах корзины с угощениями для пробудившихся после зимы лесных духов.
Особое внимание уделяли Домовому — главному защитнику жилища. В этот день тщательно выметали все углы, мыли окна, впуская в дом солнечный свет, а у печки оставляли сладкие пироги — любимое лакомство невидимого хозяина. Также проводили обряды очищения дома от негативной энергии, проявляющейся ссорами, неудачами и прочими бедами. Обязательной частью ритуала было чтение специальных заговоров.
Один из таких обрядов на мир в доме предписывал взять новый веник и подметать пол от печки к входной двери. Собранный мусор сжигали в печи, приговаривая:
«Все обиды сгорят, к нам их не возвратят. Домового пирогом угощу, все ссоры его выкинуть попрошу. Ты нам, хозяин, помоги, все неприятности из дома унеси».
Затем пекли специальный пирог, делили его на три части: одну оставляли в чулане, вторую — за входной дверью, третью — за воротами. Хозяевам запрещалось есть это угощение.
Народные приметы 4 мая
- Черемуха неожиданно начала цвести – жди жаркое и засушливое лето.
- Дождь начал идти из невысоких куч – земля хорошо пропитается влагой.
- Звезды сильно мерцают ночью, а утром появляются тучи – жди грозу в полдень.
- Волосы на голове стали сырыми – жди дождя.
- Много щавеля в этот день на лугах – жди холодную зиму.
- Соловей петь начал в голом лесу – жди неурожайный год.
- В это время начали зацветать ольха и береза – появятся сморчки и строчки.
- Рано черемуха зацвела – будет теплое лето, чем раньше она зацветет, чем жарче лето будет.
- Много цвету на черемухе – жди мокрое лето.
- Береза опушилась раньше – лето будет сухим, а если клен – то влажным.
- Если мелкий дождь медленно идет – жди затяжное ненастье.
- Первый гром был сильным – жди богатый урожай хлеба.
- Весной муравей чистый и сытый – это к богатому урожаю пшеницы.
Традиции и обычаи дня
Наши предки наделяли этот день особым сакральным значением, почитая память священномученика Януария (Ианнуария). С ним связывали нечто таинственное и сверхъестественное, а также внимательно наблюдали за погодой: её ухудшение сулило беды. Бытовало поверье, что если в этот день стояла холодная погода, значит, настоящая весна ещё не наступила.
Имя святого, созвучное с названием зимнего месяца — январь (Януарий), порождало у людей особые ассоциации. Хотя на календаре уже был май, верили, что преподобный мог «вернуть» зимние холода. Действительно, на Руси 4 мая часто выдавалось по-зимнему холодным, и многие говорили, что весна словно задерживается у порога, не решаясь вступить в свои права.
В этот день старались оставаться дома. Работа по хозяйству не возбранялась, но и не приветствовалась. Главным было сохранять мир в семье и избегать ссор — считалось, что разгневанный Януарий мог наслать долгую вражду между людьми. Для защиты от тёмных сил до конца весны совершали особый обряд: выходили на околицу и поворачивались лицом к западу, откуда, по поверьям, приходила нечистая сила.
Согласно народным представлениям, весной пробуждалась не только природа, но и тёмные силы. Осенью они прятались в норы и берлоги, а с приходом тепла возвращались, полные энергии. Чтобы умилостивить лесных духов, в начале осени (а иногда и весной) люди относили в лес корзинки с угощениями, оставляя их на полянах.
Особое внимание уделяли домовому — верному защитнику жилища от нечисти. Считалось, что 1 апреля он окончательно пробуждался, а к 4 мая уже был в полной силе и готов помочь хозяевам. Чтобы заручиться его поддержкой, у печки оставляли угощения — молоко, хлеб, сладости. Для усиления защиты проводили тщательную уборку: мыли окна, выметали мусор из углов, впуская в дом как можно больше солнечного света.
Несмотря на прохладную погоду, крестьяне начинали готовиться к будущему урожаю. Читали заговоры на плодородие земли, совершали ритуалы, чтобы сады и огороды обильно цвели и плодоносили. Многие из этих обрядов сохранились до наших дней и до сих пор используются теми, кто чтит старинные традиции.
В сильную грозу крестьяне выбегали на огород и говорили:
«Илья Пророк,
Я (имя) под дождем промок.
Бороду тебе плету,
Просьбу свою говорю:
Лей больше на огород,
Чтобы у меня был богатый зарод. Аминь».
Во время посадки растений на огород крошили пасхальные яйца, сохраненные специально с этой целью, и приговаривали:
«Матушка-земля, прими подарок от меня.
Дарю тебе красную пасху, прошу, прими мою ласку,
А за это мне дай самый богатый урожай».
Ещё при посадке или на семена читали такой заговор:
«Матушка-луна,
Ты высока и сильна,
Находишься высоко,
Светишь широко,
Видна далеко.
Таким бы сильным и необъятным
Был мой урожай. Аминь».