Нефть Urals, Brent и WTI: разница и перспективы

11:47, 09 Мар, 2017
В мире добывается нефть множества сортов, однако лишь единичные марки сырья — Brent, WTI и Dubai Crude — приобрели статус эталонных. На маркерные сорта при установлении цен на нефть ориентируются все без исключения поставщики. С запуском биржевых торгов на петербургской площадке появился шанс стать эталоном и у российской нефти Urals.

Как рождаются эталоны

Нефть, добываемая на разных месторождениях, является уникальной по своему качественному составу. Одинаковой нефти не существует нигде в мире. Можно считать, что «чёрное золото», извлекаемое из разных блоков, по факту относится к разным сортам. Для того чтобы установить стандарты для биржевых операций, были использованы собирательные марки сырья для нефти, которая имеет сходные свойства.

В настоящее время на международном рынке считаются маркерными или эталонными только три собирательных сорта — Brent Blend (Brent Crude), West Texas Intermediate (WTI, Texas light sweet) и Dubai Crude (Fateh). Данные классы были образованы с привязкой к конкретным регионам добычи. Эталонное сырьё свободно торгуется на международном рынке, где считается достаточно ликвидным.

Классификация нефти на маркеры приобрела ключевое значение в конце восьмидесятых годов двадцатого века, когда картель OPEC отказался от регулирования цен и стоимость продукции попала в прямую зависимость от настроений трейдеров. В свою очередь, страны-экспортёры нефти формируют стоимость поставляемых смесей в зависимости от степени их соответствия эталонам. Таким образом процедура ценообразования становится прозрачной. Нефть национальных классов размещается с дисконтом к сортам-маркерам. Разница же в стоимости непосредственно эталонных марок связана с затратами на их получение.

Brent является маркером для европейских и азиатских рынков. При этом стоимость порядка 70% сортов нефти, поставляемых из разных стран, определяется на основе котировок Brent. На этот сорт при ценообразовании ориентируются также и российские производители, поставляющие нефть Urals, Siberian Light и REBCO.

WTI служит основой для ценообразования в Западном полушарии. Довольно продолжительное время в двадцатом веке данный класс являлся единственным маркерным. Dubai Crude используется для утверждения цен на 12 сортов нефти, которые экспортируются странами OPEC и входят в корзину картеля.

Нефтяные флагманы — Brent, WTI и Dubai Crude

Нефть сорта Brent, добываемая в Северном море, является смесью разных марок сырья, которое извлекается на норвежских и шотландских шельфовых блоках Brent, Ekofisk, Oseberg и Forties, в общей сложности на полутора десятках месторождений. С семидесятых годов такое наименование имела лишь нефть с месторождения Brent, однако позже решением Platts название распространилось и на другие упомянутые участки.

Промышленная привлекательность сорта обусловлена в том числе его физико-химическими показателями. Впрочем, свойства, присущие данном классу, характерны для 40% нефти, добываемой на территориях разных государств. Brent — малосернистая нефть лёгкого типа. Плотность сырья колеблется в пределах 825–828 килограммов на кубометр (38 градусов по системе API), при этом содержание серы достигает 0,37%.

Переработка нефти производится как правило в странах северо-запада Европы. При благоприятной ценовой ситуации данное сырьё может поступать на перерабатывающие предприятия США и средиземноморских регионов. Марка приобрела статус эталона во многом благодаря тому, что операторы обеспечивают надёжные поставки, кроме того, насчитывается сразу несколько экспортёров, не зависящих друг от друга. Данная нефть пользуется спросом среди большого количества потребителей, включая перерабатывающие предприятия.

Brent стал основным маркером для рынка нефти с девяностых годов. Несмотря на то что ценовые условия большей части нефтяных продаж во всём мире определяются стоимостью Brent, непосредственно на этот сорт приходится всего 1% физического объёма поставок. Своей популярностью Brent обязан высокой ликвидности.

В свою очередь, маркерный сорт WTI добывается на месторождениях, расположенных в Западном Техасе (США). Он служит ценовым эталоном не только для американских марок сырья, но и для ряда импортных классов. Плотность нефти по API составляет 39,6 градуса — 827 килограммов на кубометр, при этом содержание серы находится в диапазоне величин от 0,4 до 0,5%. По большей части нефть WTI применяется для переработки в бензин, высокий спрос на неё отмечается как на территории США, так и в Китае.

Базой для формирования стоимости WTI служит баланс резервов сырья, которое находится на хранении в Оклахоме. В общей сложности количественный показатель поставок американской нефти этого сорта в сравнении с мировым экспортом, как и в случае с Brent, не превышает 1%. Тем не менее, несмотря на то, что привязка цены к количеству запасов нефти в одном-единственном регионе даёт поле для манипуляций на биржах, сорт WTI, наряду с Brent, является основным при оценке фьючерсов на биржах всего мира.

Следует отметить, что маркерным сортом нефть WTI является с конца двадцатых годов. В период до середины семидесятых годов весь мир при формировании цен ориентировался на базовую постоянную, предусматривающую определение стоимости сырья в зависимости от факторов, связанных с торговлей нефтью, добываемой в районе Мексиканского залива.

Американский рынок вернулся к ориентированию на эталонный сорт в США после отказа американских властей от регулирования стоимости «чёрного золота» на внутреннем рынке в 1981 году. В свою очередь, такое регулирование было внедрено на фоне нефтяного эмбарго, внедрённого членами OPEC в семидесятых. Ограничения со стороны картеля привели к росту стоимости сырья в десять раз, что вынудило правительство страны вмешаться в ценовую ситуацию. После того как WTI вновь стала эталонным сортом на бирже, она не утрачивает такой статус до настоящего времени.

Что касается Dubai Crude, то данный сорт, добываемый в ОАЭ, с середины восьмидесятых годов на международном рынке используется как маркер для установления стоимости применительно к трети объёмов поставляемой нефти. Данный вид сырья содержит 2% серы и имеет плотность в 31 градус по API, то есть является нефтью среднего качества. Преимущественно сорт имеет статус эталонного в государствах Персидского залива, его цена учитывается при формировании стоимости экспортного сырья, направляемого и в азиатские регионы.

Продолжительный период нефть данного сорта являлась единственной свободно реализуемой в ближневосточных странах. В итоге монополия марки была нарушена утверждением нового класса — Oman Crude, торгуемого на спотовых рынках при поставках в оманском направлении. Dubai Crude поставляется и в Россию, главным образом через LUKOIL-Neseas.

Война главных маркеров

С середины восьмидесятых годов WTI и Brent имели равный статус среди маркерных сортов, однако в настоящее время американская нефть начинает уступать позиции североморской. Данная тенденция наметилась, несмотря на то, что качественные характеристики американского сырья выше, чем Brent. В свою очередь, сорта нефти, которые входят в корзину OPEC, хуже ценятся в силу более слабых показателей качества — они сернистее и тяжелее, охватывают меньший объём рынка, потому и не рассматриваются в качестве конкурентов ведущих эталонов.

В связи с тем, что американская нефть качественнее североморской, баррель сырья из США до недавнего времени традиционно стоил на $1–4 дороже барреля Brent. Тем не менее, по ряду причин спред между американской и североморской марками изменился в силу целого ряда причин. В настоящее время стоимость Brent превысила цены на американское «чёрное золото» на $10–20 за баррель, причём разница была несколько сужена в преддверии ценового кризиса в 2013–2014 годах.

Разница в стоимости между упомянутыми маркерами связана с логистическими проблемами, поскольку фьючерсы на WTI, в отличие от Brent, формируются с учётом затрат на физические поставки и степени загруженности хранилищ, расположенных в Оклахоме, наполненностью трубопроводов, которые используются для транспортировки сырья. Кроме того, WTI стала проигрывать в стоимости североморской нефти из-за того, что страны, экономическая ситуация в которых связана с торговлей Brent, демонстрируют больший рост.

Преобладающие объёмы добываемой нефти под маркой Brent, доступные для свободных поставок с моря, реализуют не только европейские государства, но и регионы, расположенные на Ближнем Востоке, в Азии и Мексике. Кроме того, продажами Brent занимаются и крупнейшие американские операторы. Предполагается, что успеху Brent способствует удобство его использования в качестве рыночного инструмента в нефтяной отрасли.

Высокая популярность Brent на рынке не снизилась и после высказывания экспертами предположений о том, что обоснованность её дальнейшего использования в качестве маркера подлежит пересмотру. Аналитики, которые критически относятся к лидирующему статусу Brent, поясняют, что объёмы её добычи в Северном море неуклонно снижаются.

Сокращение показателей извлечения сырья может негативно сказаться на ликвидности Brent, а также приведёт к искажению прозрачности механизма ценообразования в нефтяной сфере, в том числе применительно и к другим сортам, полагают аналитики. Заявления отраслевых исследователей, впрочем, не заинтересовали трейдеров. Рост объёма опционов на приобретение фьючерсов Brent измеряется в сотнях процентов в годовом эквиваленте. Вес североморской нефти в ведущих индексах товаров растёт, а техасского сырья, напротив, уменьшается.

Шанс для Urals

Российская марка нефти Urals — сорт, являющийся внутренним экспортным стандартом. Всё без исключения российское нефтяное сырьё, которое поставляется за рубеж, относится к сорту Urals. Марка представляет собой смесь тяжёлых и лёгких марок. В частности, композиция нефти формируется путём перемешивания в трубопроводной системе «Транснефти» высокосернистой нефти, поступающей с уральских и поволжских месторождений с содержанием серы до 3% и плотности 26–28 градусов по API, с западносибирскими лёгкими сортами группы Siberian Light (0,57% и 26,5 градуса соответственно).

В результате смешения образуется новый сорт с концентрацией серы в пределах 1,2–1,4% и плотностью 31–32 градуса API, то есть от 860 до 871 килограмма на кубометр. Для повышения эффективности снижения содержания серы в нефти пятая часть сырья, поступающая из Башкортостана и Татарстана, сразу идёт на переработку и не поступает в экспортные магистрали. Siberian Light сопоставима по качеству с Brent и WTI, однако в составе Urals она разбавляется худшими фракциями. Итоговую смесь приравнивают по качественным характеристикам к Iran Heavy.

Стоимость барреля российской экспортной нефти устанавливается на уровне на $1–2 ниже, чем Brent. Такая тенденция пока сохраняется — фьючерсные сделки на март 2017 года в рамках торгов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи на нефть Urals составили $46,29 за баррель, а Brent на бирже ICE — $48,1. Пронедра писали ранее, что средняя цена на Urals в 2016 году составила $41,9 за баррель. Более низкая стоимость отечественного сырья поясняется меньшим содержанием газойлевой и бензиновой фракций, большим показателем плотности, повышенным содержанием сернистых компонентов. Кроме того, дисконт связан с увеличенными расходами на переработку Urals.

В то же время, ввиду близости характеристик российской и североморской нефти цена на первую напрямую зависит от котировок Brent. Цена на российскую нефть определяется не только дисконтом к Brent, но и, поскольку отечественное сырьё торгуется за доллары, курсом российского рубля к американской и к европейской валютам. Хотя спрос на российское сырьё в мире высок, по причине несколько худших характеристик, он всё же ниже, чем на популярные сорта.

Кроме того, Urals не может получить статус полноценного маркерного сорта ввиду ограниченных логистических возможностей для поставок. Экспортные маршруты определяются исключительно географией трубопровода «Дружба», при этом поставки осуществляются из черноморских портов.

Российская сторона уже несколько лет пытается исправить ситуацию и повысить популярность отечественного сырья. В 2006 году на базе Urals создали экспортную марку нефти REBCO с целью занятия ниши на международном рынке эталонных сортов, в частности, на американской бирже NYMEX, однако ни одной сделки за истекший период заключено не было. В роли альтернативы Urals уже рассматривается нефть марки ESPO, которая транспортируется по магистрали ВСТО — в азиатском и американском направлениях.

С середины 2017 года будут развёрнуты широкие поставки Urals через петербургскую биржу. Тестовые торги осуществлялись ещё с 2013 года. В ноябре 2016 года была запущена торговля Urals с крупными трейдерами. Напомним, минимальная танкерная партия в пределах данных торгов определена на уровне 720 контрактов по 1 тыс. баррелей. В случае, если количество контрактов достигнет показателя в несколько тысяч единиц в сессию, то фьючерсы Urals могут приблизиться к уровню «бенчмарка», то есть нефть получит статус маркерного сорта.

Если такой ориентир будет достигнут, стоимость российской нефти отвяжется от котировок Brent, цена будет формироваться по справедливой схеме. Отечественное «чёрное золото» станет международным ориентиром, к примеру, для той же иранской нефти, в сфере ценообразования. По мнению руководства Центробанка РФ, со временем петербургская площадка может стать центром формирования стоимости российской нефти в разрезе поставок как в западном, так и в восточном направлениях.

Непосредственно руководство биржи допускает возможность обретения нефтью Urals международного статуса эталонной, однако не ставит перед собой такой задачи. По данным же министра энергетики России Александра Новака, запуск торгов и присвоение Urals статуса «бенчмарка» даст возможность добиться снижения показателя дисконта между сырьём из РФ и Brent, повысить показатель прибыли российских поставщиков.

Агентство Thomson Reuters предположило, что механизм запуска продаж российской нефти на базе биржи выглядит достаточно работоспособным. Тем не менее, остаётся открытым вопрос о том, будут ли наполняться контракты ликвидностью. Предполагается, что тенденции будут сформированы уже в течение первых четырёх месяцев с момента старта широкомасштабных торгов. Таким образом, Urals фактически получила шанс стать эталонной нефтью, однако будет достигнута эта цель или данный сорт сырья разделит печальную участь марки REBCO, выяснится уже совсем скоро.

пронедра.ру

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *