Нефтяные гиганты неохотно финансируют энергетический переход
Пятерка крупнейших нефтегазовых компаний, котирующихся на бирже, получила общий доход в размере почти 200 миллиардов долларов в 2022 году. Столкнувшись с тремя стратегическими вариантами использования своих финансовых резервов — увеличить добычу нефти и газа, перейти к возобновляемой энергетике или вернуть деньги акционерам – они, в основном, выбрали третий в последние недели. Подробности сообщает Bloomberg.
Вложения компаний в чистую энергию
Иными словами, Exxon Mobil Corp., Chevron Corp., BP Plc, Shell Plc и TotalEnergies SE «выбрали деньги вместо климата», как написал журналист издания Кевин Кроули. Акционеры, кажется, поддерживают такую позицию. Резолюции, которые предлагали вынудить компании соответствовать целям Парижского соглашения по климату, были отклонены. BP и Shell также отступили от своих стратегий по сокращению добычи ископаемого топлива. Один из сотрудников Shell, занимавшийся торговлей электроэнергией, ушел из-за этого с работы.
Кажется, что происходит значительное изменение в распределении капитала в энергетической трансформации. Однако это скорее говорит о стратегии компаний, чем об инвестициях на триллионном уровне. Другими словами, отход нефтяных гигантов от вложений в чистую энергию имеет большее значение для них самих, чем для энергетической трансформации.
С 2015 по 2022 годы не только 5 крупнейших нефтегазовых компаний, но и такие структуры, как Repsol SA в Испании и Petronas в Малайзии, инвестировали в общей сложности 113 миллиардов долларов в низкоуглеродные активы и технологии. Больше половины из этой суммы была вложена только в 2021 и 2022 гг.
Инвестиции нефтяных гигантов в ВИЭ: полная картина
Это разумная сумма, конечно, но для понимания роли, которую компании сыграли в декарбонизации, необходим контекст. За тот же период с 2015 по 2022 годы инвестиции в энергетическую трансформацию от всех предприятий и секторов составили более 4,8 триллиона долларов. Вложения нефтяных гигантов в низкоуглеродные проекты, безусловно, увеличились в абсолютных значениях, отмечают журналисты pronedra.ru. Однако, другие показатели помогают более ясно определить их относительное значение.
Первый пункт — доля капиталовложений компаний, направленных на чистую энергетику. В 2015 году нефтегазовые гиганты потратили 0,8% своих средств на низкоуглеродные проекты. В прошлом году эта цифра увеличилась более чем в 10 раз. Инвестиции в низкоуглеродные технологии составили 8,6% от общих капиталовложений.
Однако эта тенденция не сопереживала общему росту инвестиций в энергетическую трансформацию. В 2015 г. 3,2 миллиарда долларов, вложенных нефтегазовыми гигантами в низкоуглеродные проекты, составляли менее 1% от общих инвестиций. В 2022 году эта сумма увеличилась в 10 раз, достигнув 32,3 миллиарда долларов, но в абсолютных значениях доля все равно увеличилась всего в 3,5 раза. Фактически, после скачка объема вложений в низкоуглеродные проекты с 0,7% в 2017 году до 2,5% в 2018 году, активность компаний в этой области стабилизировалась. Максимальная доля составила 3% в 2021 году, и незначительно снизилась до 2,9% в 2022 г.
Перспективы участия нефтяных гигантов в энергетическом переходе
Каждый вложенный миллиард в энергетическую трансформацию, конечно, важен, но доллары нефтегазовых гигантов пока не оказывают существенного влияния. Тенденции инвестиций в чистую энергию оставались бы примерно такими же, даже если бы не было инвестиций от нефтегазовых компаний. И на данный момент отрасль не страдает нехватка капитала — согласно Международному агентству по энергетике, с 2016 года в чистую энергию инвестируется больше, чем в ископаемые виды топлива.
Заинтересованность нефтегазовых гигантов в инвестициях в энергетическую трансформацию возникала и исчезала ранее (программа BP «Beyond Petroleum» датируется 2000 годом). Поэтому, если предположить, что может произойти новый инвестиционный цикл — а не только продолжение предпочтения акционеров возврата денег, стоит также спросить, в какой форме он может проявиться.
Возможно, это не будет связано с генерацией возобновляемой энергии, особенно теперь, когда открывается пространство для новых игроков. Можно ожидать большего внимания к секторам, где существует большая связь с капиталом и опытом нефтегазовых компаний, таким как водород или геологическое хранение углекислого газа. Однако, пока отступление нефтяных и газовых гигантов имеет ограниченное влияние. Оно может сократить долю инвестиций в энергетическую трансформацию на процент или два в мире, где другие инвесторы также активны.