Непал рискует зависимостью от Китая на рынке электромобилей

10:40, 28 Июл, 2025
Татьяна Сергеева
Электромобили в Непале
Иллюстрация: pronedra.ru

В последние годы Непал переживает стремительный рост интереса к электромобилям. Правительство страны активно продвигает экологически чистый транспорт, предлагая налоговые льготы, сниженные пошлины и субсидии на импорт. Однако за этим успехом скрывается тревожная тенденция — почти весь рынок электромобилей в стране контролируется китайскими производителями.

Согласно аналитике издания The New York Times от 28 июля 2025 года, большая часть электромобилей, курсирующих по улицам Катманду и других городов, — это модели марок BYD, SAIC и Geely. Причина проста: китайские производители предлагают выгодные условия, более низкие цены и уже налаженную логистику через трансграничные грузовые маршруты.

Такая ситуация вызывает опасения у экономистов и политиков. Одним из главных ньюсмейкеров стал министр транспорта Непала Рамеш Адхикари, который отметил, что «избыточная концентрация поставок в одних руках может сделать страну уязвимой перед геополитическими рисками и колебаниями внешней политики».

Эксперты выделяют ключевые риски:

  • отсутствие локального производства или сборки;
  • нехватка инфраструктуры для ремонта и запасных частей;
  • ограниченный выбор моделей и технологий;
  • зависимость от политических решений Пекина;
  • угроза срыва поставок при изменении торговых условий.

Несмотря на это, власти пока не предпринимают активных шагов к диверсификации. Альтернативные поставщики, в том числе из Индии, Южной Кореи и Европы, сталкиваются с высокими таможенными барьерами и конкуренцией по цене.

Что дальше: локализация или контроль?

По словам министра Адхикари, в ближайшие месяцы будет разработана дорожная карта по созданию условий для локальной сборки электромобилей и развитию собственного R&D-сектора. Также рассматриваются налоговые стимулы для компаний, желающих открыть сервисные центры и производственные площадки в стране.

Некоторые аналитики указывают, что Непал оказался в ситуации, похожей на «мягкую энергетическую зависимость», только в транспортной сфере. Отвечать на этот вызов — задача не только экономическая, но и стратегическая.

Рост популярности электромобилей — безусловно положительный тренд, но для устойчивого будущего важно, чтобы он не превращался в новую форму зависимости.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *