Новая парадигма на рынке газа – Миллер оценил изменения в отрасли

«Газпром» прогнозирует формирование новой модели мирового газового рынка, где Россия сохранит ключевую роль. По оценке главы компании Алексея Миллера, мировая экономика вступает в фазу, когда растущие потребности цифрового сектора — центров обработки данных и систем искусственного интеллекта — начинают определять структуру энергопотребления. Они усиливают значение газа как основного источника стабильной генерации, сообщает rbc.ru.
На Петербургском международном газовом форуме Миллер отметил, что за последнее десятилетие именно газ показал наибольший прирост в структуре энергопотребления развитых стран, достигнув 28% в общем балансе. Аналогичная тенденция наблюдается и на мировом уровне. При этом, несмотря на активное развитие возобновляемых источников, именно газ стал основным элементом, удерживающим устойчивость энергетических систем многих экономик.
Влияние цифрового сектора на рынок газа
Эксперты «Газпрома» связывают этот тренд с бурным ростом цифровой инфраструктуры. ЦОДы потребляют все больше электроэнергии, предпочитая газовую генерацию за счет ее надежности и предсказуемости. Расширение сети ЦОДов в развитых странах ведет к увеличению газопотребления, а также изменяет саму структуру энергорынка. Если 10 лет назад газ рассматривался как часть традиционного баланса, то теперь он становится фундаментом цифровой эпохи, обеспечивая бесперебойную работу систем ИИ и облачных платформ.
Читайте по теме: «Газпром» помог обеспечить Сахалину статус углеродной нейтральности
Миллер подчеркнул, что цифровизация и искусственный интеллект уже неразрывно связаны с газовой генерацией. Чем выше мощность и масштаб дата-центров, тем больше объем электроэнергии, необходимый для их работы. Соответственно, наличие энергоресурсов превращается в важнейший критерий экономической конкурентоспособности.
По оценке экспертов, в ближайшие годы мировой экономический ландшафт может значительно измениться. Страны, располагающие мощной энергетической базой и устойчивыми источниками генерации, получат преимущество в технологической гонке. Даже развитые государства, обладающие передовыми решениями в области ИИ и цифровых технологий, окажутся в уязвимом положении без достаточного доступа к электроэнергии. В этой новой реальности именно газ становится стратегическим ресурсом, определяющим будущее глобальной экономики.
На рынке газа вырисовывается новая парадигма
По оценке Форума стран — экспортеров газа, на которую сослался Миллер, к 2050 г. мировой спрос на голубое топливо увеличится до 5,7 трлн кубометров, что на 39% выше уровня 2023 г. При этом до 80% этого объема придется обеспечивать за счет новых месторождений, значительная часть которых расположена в России.
Такой прогноз, по мнению Миллера, отражает последствия прежнего курса мировой энергетики, ориентированного на отказ от традиционных источников топлива. С 2016 по 2019 гг. объем инвестиций в разведку, добычу, транспортировку и переработку газа сократился примерно на 30%. Однако, Россия тогда сохранила активность в этих направлениях. После 2019 г., как отмечает глава компании, ситуация изменилась — большая часть вложений в отрасль теперь направляется не на расширение, а на поддержание текущей добычи, что подчеркивает дефицит новых проектов.
Однако эксперты отмечают, что новая роль газа сопряжена с рядом рисков. В частности, на то, что бурный рост энергопотребления, связанный с развитием центров обработки данных, отчасти напоминает ситуацию десятилетней давности с майнингом криптовалют. Тогда прогнозы оказались чрезмерно оптимистичными. Сейчас динамика цифрового сектора вновь вызывает большие ожидания, но они могут быть завышены.
Специалисты подчеркивают, что конкурентоспособность экономики напрямую зависит от стоимости энергоресурсов. В регионах с дешевым газом его использование для генерации электроэнергии повышает экономическую устойчивость, однако аналогичный эффект может давать и доступный уголь. При этом энергетическая отрасль характеризуется длинными инвестиционными циклами — строительство газовых электростанций требует заблаговременного начала, чтобы через несколько лет удовлетворить растущие потребности цифровых производств.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что понадобится время – России нужно около 10 лет для увеличения экспорта газа в Китай