Получила преимущество: как Россия закрепилась в стратегическом регионе мира
Россия нацелена на развитие судоходства по Северному морскому пути (СМП). Использование маршрута осложняется погодными условиями, требующими специального транспорта. Его коммерческую привлекательность планируют увеличить за счет создания нового мощного атомного ледокола «Россия». Он позволит использовать СМП круглый год. Это амбициозное строительство призвано усилить позиции России в борьбе за влияние в Арктике, которая в последнее время становится все более актуальной. Как страна получила преимущество в стратегическом регионе мира, сообщает «Прайм».
Россия закрепляется в Арктике
Как заявил первый российский-вице премьер Денис Мантуров, страна намерена расширить ледокольный флот. В Северном Ледовитом океане уже работают 3 атомохода: «Урал», «Арктика» и «Сибирь». В текущем году на воду должно быть спущено судно «Якутия». Еще 3 ледокола должны сдать в ближайшие 6 лет.
«Россия» в этой группе станет самым мощным атомоходом. Строительством судна занимается верфь «Звезда». Если мощность действующих ледоколов составляет 60 МВт, то у этого – 120 МВт. Судно также будет шире и сможет преодолевать полярные льды на значительно большей скорости, что позволит открывать широкие полыньи, по которым могут следовать танкеры.
Проход по северным морям требует от танкеров, перевозящих газ, соответствия высоким условиям, отметил Игорь Юшков из Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности. Ширина существующих ледоколов не позволяет использовать маршрут весь год, заставляя уходить на перерыв в наиболее суровый сезон. «Россия» же, будучи шире и мощнее, сможет значительно улучшить проходимость маршрута и сделать его более привлекательным для коммерческой эксплуатации.
Уникальный ледокольный атомный флот России остается неотъемлемой частью освоения СМП, который становится все более важной транспортной артерией, связывающей Европу и Азию. Географическое положение и особенности этого маршрута делают его неприменимым для обычных кораблей. В связи с этим еще в советские времена было принято решение о строительстве атомных ледоколов, которые обеспечивают надежную навигацию и транспортировку грузов в условиях ледовитых морей.
Флот обеспечивает преимущество
Атомные ледоколы, способные функционировать годами без дозаправки и более экономичные по сравнению с дизельными, являются важной частью арсенала России как ядерной державы. Это подтверждается строительством атомных ледоколов и атомных электростанций как внутри страны, так и за ее пределами. В настоящее время в России насчитывается 41 ледокол, включая 7 атомных. Остальные суда имеют дизельные двигатели, отмечают журналисты pronedra.ru. У других стран с крупным флотом, вроде США и Китая, ледоколов значительно меньше.
Такое превосходство России объясняется тем, что другие государства, прилегающие к северным морям, предпочитали развивать более благоприятные для жизни районы и не нуждались в атомных ледоколах. США с Канадой, как и Норвегия, не особо интересовались расширением присутствия в Северном Ледовитом океане.
Хотя неатомные ледоколы также используются в нескольких других странах, их количество невелико. По словам председателя правления Проектного офиса развития Арктики Николая Доронина, к числу этих стран относятся Китай, США и скандинавские государства.
Стратегия России в Арктике всегда была ориентирована на будущее, несмотря на сложности природы и климата. Понимая важность этого региона, первоочередной задачей было обеспечить транспортное сообщение. Иначе нельзя было бы выполнять хозяйственные, промышленные, гражданские и военные задачи, а также организовать северный завоз и вывоз добытого сырья.
СМП, как отмечают эксперты, представляет собой важный транспортный коридор, связывающий Европу и Азию. Он в настоящее время конкурентоспособен по безопасности с другими маршрутами. Кроме того, Арктика имеет стратегическое значение для национальной безопасности. В условиях растущего интереса соседних стран к региону необходимо использовать временные и технологические преимущества, отмечают специалисты.
Маршрут сможет эффективно дополнять сухопутные коридоры. Особенно для перевозки крупногабаритных грузов или товаров с прилегающих территорий. Однако для этого, кроме создания ледокольного флота, необходимо развивать портовую, навигационную и спасательную инфраструктуру.