Поставки коксующегося угля под ударом – последствия ответных тарифов Китая

11:08, 17 Фев, 2025
Татьяна Арестова
Поставки угля
Иллюстрация: pronedra.ru

Клайд Расселл, ведущий колонки в Reuters, указал на серьезные последствия тарифов Китая, вводимых в ответ на пошлины США, для морских поставок коксующегося угля. Пекин установил для твердого топлива и американского СПГ сбор в 15%. Кроме того, с 4 февраля введен тариф на нефть в 10%. Это стало ответом на решение президента США Дональда Трампа повысить импортные пошлины на все китайские товары на 10%.

Тарифы бьют по металлургическому углю

Введённые ограничения фактически блокируют энергетическую торговлю между двумя странами. Китай, являющийся крупнейшим мировым импортёром угля, СПГ и нефти, теперь сталкивается с ограничениями при закупках у США. Последние занимают ведущие позиции в экспорте этих ресурсов. Однако влияние на рынок нефти и СПГ будет незначительным, поскольку доля США в импорте Китая этих товаров составляет всего около 2% и 5% соответственно.

Читайте по теме: Индия заменяет Китай – Россия переориентирует экспорт металлургического угля

Гораздо серьёзнее ситуация складывается с металлургическим углём, используемым в производстве стали. В 2024 г. Китай импортировал по морю 43,02 млн тонн кокса, из которых 5,02 млн тонн пришлось на США — около 11,7% от общего объёма. Штаты являлись четвёртым по величине поставщиком этого вида угля в Китай после Австралии (15,91 млн тонн), России (11,68 млн тонн) и Канады (7,79 млн тонн).

Если новые пошлины сделают американский металлургический уголь неконкурентоспособным, китайским металлургическим предприятиям придётся искать альтернативные источники поставок. В теории американские компании могли бы снизить цены, чтобы сохранить присутствие на китайском рынке. Однако, более вероятно, что они переориентируют экспорт на другие страны, такие как Индия, Япония и Южная Корея.

Альтернативные источники угля для Китая

Для Китая основным вариантом замещения американского угля остаются поставки из Монголии, которая является крупнейшим поставщиком этого сырья по железной дороге и автотранспорту. Однако большая часть этих грузов идёт на внутренние предприятия, а не в прибрежные регионы, куда поступает морской импорт. Увеличение поставок из России также выглядит маловероятным из-за ограниченной производственной и транспортной инфраструктуры.

Таким образом, основными кандидатами на восполнение объёмов остаются Австралия и Канада, которые обладают достаточными мощностями для удовлетворения спроса Китая. Однако это может привести к росту цен, поскольку китайским предприятиям, возможно, придётся конкурировать с другими импортёрами за доступ к этим поставкам.

Когда Китай ввёл неофициальный запрет на импорт австралийского угля в середине 2020 г., поставки из этой страны практически прекратились. Однако это привело к росту цен на морские сорта топлива, так как Китаю пришлось переориентироваться на других поставщиков. Для покрытия дефицита энергетического угля использовались поставки из Индонезии, а металлургический уголь приходилось закупать в США и Канаде, что сопровождалось дополнительными затратами.

Конкуренция и ситуация с ценами на рынке угля

Теперь, если Китай попытается заменить американский металлургический уголь поставками из Австралии и Канады, ему придётся конкурировать с Индией, крупнейшим мировым импортёром этого сырья. В 2024 году Индия закупила 67,6 млн тонн кокса, причём основным поставщиком была Австралия, откуда поступило 34,88 млн тонн — более половины от общего объёма импорта. Второе место заняла Россия (14,74 млн тонн), а третье — США (8,4 млн тонн).

Наиболее логичный способ для Китая отказаться от американского угля — увеличить закупки в Австралии, тогда как Индия может компенсировать дефицит, увеличив импорт из США. Такой вариант возможен, однако, по крайней мере в первое время, это приведёт к удорожанию сырья.

Последние 16 месяцев цены на морской металлургический уголь снижались. В октябре 2023 г. австралийский эталонный контракт, торгуемый в Сингапуре, оценивался в 363 доллара за тонну, но к 14 февраля 2025 года цена упала на 48,2%, составив 188 долларов. Американский уголь с низкой летучестью, поставляемый с восточного побережья США, оценивался агентством Argus в 187,5 доллара за тонну, что соответствует австралийскому уровню.

Если Китай действительно переориентируется на закупки в Австралии и Канаде, вероятно, австралийские цены начнут расти и опережать американские. В то же время производители из США окажутся в сложной ситуации, вынужденные искать новых покупателей для объёмов, ранее предназначавшихся для китайского рынка.

Ранее на pronedra.ru писали, что Россия наращивает экспорт угля без указания пункта назначения

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *