Премьер обманул: Польша не избавилась от зависимости от газа из России

07:50, 29 Июн, 2023
Татьяна Арестова
Газопровод
Источник фото: angi.ru

Россия остается главным поставщиком сжиженного природного газа (СПГ) в Польшу, несмотря на заявления правительства о полном отказе от ресурса к концу 2022 года. В I квартале 2023 г. доля российского газа в общем импорте составила более 50%, сообщает money.pl.

Невыполненные обещания и как Польша использует СПГ

Более года назад премьер-министр Моравецкий заявил о планах полного отказа от импорта российского СПГ к концу 2022 года. Однако поставки этого сырья продолжают идти в значительных объемах через Вислу. Это полный провал польского политика. Русофобская риторика его речей зашкаливает, но она не мешает наращивать поставки российского газа.

Попытки правительства убедить Европейский союз введение эмбарго на СПГ оказались неэффективными.  Несмотря на одиннадцатый пакет санкций против России, принятый Советом ЕС 23 июня, ограничения до сих пор не затрагивают поставки этого топлива, который является одним из продуктов нефтепереработки.

Польша не только продолжает закупать СПГ, но и основная часть его импорта приходится на поставки из России. Согласно данным директора Польской организации сжиженного газа Бартоша Квятковского, в первом квартале 2023 года его доля составила 50,8% от общего импорта.

По данным Евростата и энергетического форума за 2022 год, Польша закупила СПГ у России на сумму 710 миллионов евро (доля страны в общем импорте составила 47,1%), в то время как остальные страны ЕС приобрели его на сумму 417 миллионов евро. В Польше сжиженный газ преимущественно используется в автомобилях, на которые приходится около 75% потребления.

Страна является крупнейшим газовым рынком в ЕС, и, согласно данным Главного управления статистики, около 3,4 миллиона легковых автомобилей используют СПГ. Немного более 10% потребления направляется на коммунальные нужды, в основном на отопление домов, а оставшаяся часть используется в промышленности и сельском хозяйстве.

Почему Польша продолжает зависеть от российского СПГ

Вопреки заявлениям правительства о сокращении импорта российского газа, статистика свидетельствует о росте его доли в сжиженном виде, который заправляют в свои автомобили польские водители. Возникает вопрос: что делает

Уже в апреле 2022 года премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил о полном отказе Польши от импорта сжиженного газа из России к концу года. Однако данные показывают, что это обещание не было выполнено. Неэффективными оказались также заявления климатического ведомства, которое заявило о решении этой проблемы на европейском форуме в связи с предстоящими санкциями ЕС.

В попытке получить объективную информацию, журналисты обратились в Министерство климата дважды. Первый раз запрашивали данные о направлениях импорта СПГ. Была предоставлена официальная статистика Польской организации сжиженного газа. В последующем обращении, уже с этими данными, журналисты запрашивали комментарии от ведомства. Однако до настоящего момента их не получили.

Тем не менее, в парламенте уже несколько месяцев находится законопроект, предложенный депутатом Яцеком Томчаком от партии KP-PSL и подписанный 48 депутатами, исключая представителей партий PiS и Конфедерации. Он, как известно журналистам pronedra.ru, предусматривает запрет на ввоз российского сжиженного газа.

«Уже июнь, но российский газ по-прежнему поступает в Польшу», — гласит сообщение, опубликованное Польским агентством печати. — «Давайте действительно избавимся от него».

Не все так просто: зависимость Польши от импорта

Существует несколько проблемных вопросов, связанных с поставками СПГ в Польшу. Во-первых, есть зависимость от импорта. Важными являются вопросы, связанные с ценами на сырье и правовыми ограничениями, включая возможные эмбарго со стороны стран Европейского союза.

По данным Польской организации сжиженного газа, в 2022 году Польша потребляла почти 2,5 млн тонн СПГ, что на 2,5% больше, чем в предыдущем году. Однако местное производство удовлетворяет всего на пятую часть спроса, и остальное необходимо покрыть импортом.

Раньше импорт газа с востока, особенно из России, казался естественным, так как в Польше наиболее развита инфраструктура терминалов СПГ. Закупка российского газа была выгодной с точки зрения цены и логистики. Однако это не означает, что Польша не использует и другие направления.

Вторым крупным поставщиком является Швеция, которая в I квартале 2023 года обеспечила 23,4% поставок (в 2022 году — 30,3%, в 2021 году — 20,3%). Большая часть поступлений осуществляется через порт Карлсхамн в Гданьске.

Остальные внешние источники сжиженного газа в Польшу обеспечивали около 5% импорта. Среди них:

  • Великобритания (4,6%);
  • Нидерланды (4,7%);
  • Казахстан (4,9%).

Однако поставки из Казахстана связаны с дополнительными логистическими рисками, так как это направление все еще контролируется Россией. Транспортировка газа, как из России, так и из Казахстана, осуществляется по железнодорожным путям.

В последние годы США стали значимым поставщиком сжиженного газа для Европы, и они также конкурируют по цене с восточными поставщиками. В Польшу начали поступать значительные объемы американского газа с 2022 года, составившего 2,8% импорта. Также рассматривается возможность закупки у Саудовской Аравии, поскольку Варшава углубила сотрудничество с ней.

Представители газовой отрасли указывают на недостатки инфраструктуры в Польше для поставок с Запада. Существует нехватка перегрузочных терминалов, способных принимать перевозки из портов Амстердама, Роттердама и Антверпена. Также требуется больше железнодорожных цистерн, чтобы обеспечить доставку больших объемов сжиженного газа из Запада.

Необходимо сделать упор на строительство новых морских терминалов, поскольку существующие три порта не удовлетворяют потребности страны. Существующие терминалы могут принимать только малые суда, и самый крупный из них, Gaspol Gdańsk, не предоставляет услуги другим участникам рынка.

В отрасли говорят, что топливо, поставляемый на малых судах, чаще всего закупается у трейдеров в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена. Покупки сопряжены с дополнительными издержками из-за маржи трейдеров. Все три существующих терминала также сталкиваются со сложностями в железнодорожной логистике, так как железная дорога обслуживает несколько объектов, и газовые не являются приоритетными.

Сложности с эмбарго российского СПГ

В последние годы Европа сталкивается с изменением цепочек поставок природного газа, вызванным как логистическими ограничениями, так и стремлением уменьшить зависимость от российских ресурсов. Однако такие изменения требуют дополнительных затрат, заключения новых соглашений и активных действий на национальном и международном уровнях.

В Польше Оппозиционные депутаты обратили внимание на высокую долю российского газа в общем объеме экспорта СПГ, и подчеркнули возможные последствия этой зависимости. Недавно Украина ввела полное эмбарго на российский газ, включая запрет на ввоз через другие страны, такие как Польша.

Однако принятие одностороннего эмбарго представляет собой сложность для Варшавы, поскольку внешняя торговая политика является компетенцией ЕС, а не отдельных государств-членов. Введение таких мер могло бы создать конфликт с Брюсселем.

В то же время, министры энергетики ЕС уже выразили поддержку решений, которые дадут государствам-членам эффективные инструменты для запрета поставок газа из России без необходимости введения новых санкций. Это открывает возможность для разработки механизмов, которые охватывают сжиженный газ.

Однако необходимо учитывать, что в условиях европейского общего рынка одностороннее эмбарго могло бы оказаться неэффективным, поскольку российский газ все равно мог бы продолжать поступать в Польшу через другие государства-члены ЕС. Директор Польской организации сжиженного газа указывает на важность развития комплексных мер и согласованных действий на уровне ЕС для достижения целей по изменению цепочек поставок газа.

Польша также сталкивается с логистическими ограничениями в своей инфраструктуре для поставок сжиженного газа из Запада. Необходимо строительство новых морских терминалов и расширение железнодорожных возможностей для обеспечения доставки больших объемов газа из других источников.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *