Развязаны руки: коллекторам в России разрешат писать больше сообщений должникам
Правила взыскания долгов у физических лиц в России будут распространяться на переписку между коллекторами и должниками в мессенджерах, согласно поправкам ко второму чтению в законе «О взыскании» (230-ФЗ), опубликованных на этой неделе. В документе вводится новое понятие — «обмен сообщениями», и устанавливается новый подход: если должник ответил на первое сообщение коллектора, то последующая переписка может продолжаться в течение дня, пока диалог не будет завершен, и это будет считаться одним случаем контакта, — сообщает издание РБК.
Коллекторам разрешат писать больше сообщений должникам за день
Существующий закон ограничивает прямое взаимодействие кредитора или его представителя с должником: личные встречи разрешены не чаще одного раза в неделю, а телефонные звонки — не более одного раза в сутки, два раза в неделю и восемь раз в месяц. Однако количественные ограничения на переписку в мессенджерах пока не распространяются, — передаёт pronedra.ru.
Около 30% заемщиков предпочитают общаться с коллекторами через мессенджеры, а еще около 20% предпочитают СМС-сообщения, согласно ранним оценкам Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Президент НАПКА Эльман Мехтиев отмечает, что предложенный подход отражает современные реалии и развитие технологий. В настоящее время компании не единодушны в том, как точно подсчитывать количество контактов с должниками.
Закон «О взыскании» (230-ФЗ), регулирующий работу коллекторов в России, действует с 2017 года, и обсуждение его актуализации ведется с осени 2019 года. Главное изменение заключается в расширении требований закона не только на коллекторские агентства, но и на банки и микрофинансовые организации (МФО), для которых взыскание просроченной задолженности является важной, но не основной частью бизнеса. Также предлагалось закрепить новые понятия, включая «робот-коллектор», чтобы учитывать подходы и инструменты, которые давно применяются для сбора долгов.
Предложенные поправки были вынесены на общественное обсуждение и получили отзывы, а законопроект был представлен в Госдуму только в сентябре 2022 года и принят в первом чтении в декабре того же года. С тех пор срок внесения поправок ко второму чтению неоднократно сдвигался.
Что еще нового в законе о коллекторах
Вносятся поправки, которые вводят понятие «автоматизированный интеллектуальный агент», включающее в себя роботов-коллекторов и автоинформаторы, используемые сейчас взыскателями. Разногласия между участниками рынка, Министерством юстиции и законодателями касались того, следует ли предупреждать должников о том, что они общаются с искусственным интеллектом, а не с живым человеком, при звонках от робота. В первоначальной версии законопроекта, представленной к первому чтению, присутствовало требование о таком информировании в начале разговора. Однако, в документе, представленном ко второму чтению, эта норма была исключена. Но взыскатели должны будут предоставлять клиентам возможность переключаться с робота на человека во время разговора.
Также поправками предусматривается возможность заменять полные настоящие имена коллекторов на псевдонимы, состоящие из имени и индивидуального идентификационного номера. Это инициатива участников рынка, которые настаивали на включении этого механизма в закон с целью защиты коллекторов от угроз со стороны должников.